10 вопросов по теме | Компания «АПИ»

10 вопросов по теме

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

  1. Как определить срок поручения дополнительной работы путем расширения зон обслуживания?

Части 3 и 4 статьи 60.2 ТК РФ лаконично определяют:

«Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу… устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».

Отсюда следует, что вариант установления срока отнесен на усмотрение работодателя (с согласия работника). Это могут быть конкретные даты, или срок окончания будет определен событием (например, приемом нового работника на вакантную должность, часть работы которой переходит в порядке расширения зон обслуживания к нашему работнику). Но при любом из вариантов каждая из сторон имеет право досрочно прекратить дополнительную работу, направив другой стороне письменное уведомление об этом.

  1. Можно ли недоплачивать за расширение зон обслуживания, если работник согласен делать эту работу бесплатно?

Непосредственно в ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ установлено, что любая дополнительная работа подлежит дополнительной оплате («…за дополнительную оплату»). Статья 151 ТК РФ также безоговорочно требует отдельную оплату дополнительной работы: «при… расширении зон обслуживания… работнику производится доплата».

Таким образом, разногласий по данному вопросу быть не может: доплата должна производиться за любую дополнительную работу, независимо от того, согласен работник бесплатно работать или не согласен. Даже если вы возьмете с работника письменное заявление о том, что он согласен выполнять эту работу бесплатно, то все равно не платить за нее будет нельзя.

  1. В каком размере должна оплачиваться дополнительная работа путем расширения зон обслуживания?

Законодатель не дал однозначного ответа на этот вопрос. Повторим ч. 2 ст. 151 ТК РФ:

«Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)».

Как правило, работодатели видят только начало этой нормы: «по соглашению сторон» — и думают, что можно установить абсолютно любую условную доплату, например 1 рубль. Доплата есть? Есть. Работник подписал соглашение? Подписал. Казалось бы, нет никаких нарушений. Но у нормы есть продолжение, которое почему-то не все замечают, а там как раз важное требование к размеру доплаты: «с учетом содержания и (или объема) дополнительной работы». И при проверках именно на это указывают инспекторы ГИТ, если размер доплаты им кажется маленьким. Рекомендуется исходить из того, сколько основной работник получал за ту работу, которая теперь поручена как расширение зон обслуживания. Это позволит соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности, который работодатель обязан соблюсти в силу ст. 22 ТК РФ.

Бывают перегибы и в обратную сторону. Например, основной работник за свою работу получал оклад 20 000 руб. (без премий), а другому сотруднику при поручении его работы в порядке расширения зон обслуживания устанавливают доплату 30 000 руб. Тут тоже можно усмотреть нарушение принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Некоторые кадровые работники в наши дни уверены, что доплата за любую дополнительную работу должна зависеть от оклада. Это не так. Законодатель не сделал никакой привязки размера доплаты к окладу, она должна определяться только «с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы». Соответственно, доплата может быть установлена как в проценте от оклада, так и в фиксированной сумме, не связанной с размером оклада.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Расширение зон обслуживания: 10 вопросов новичка (Матвейчук Т.И.) («Кадровик-практик», 2023, N 6) {КонсультантПлюс}