Различная квалификация | Компания «АПИ» | 05.11.2025

Различная квалификация

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

В то же время суды в ходе рассмотрения споров, касающихся проверок учреждений бюджетной сферы, по-разному квалифицируют неправильное применение кодов КОСГУ:

— если в ходе проверки будет установлено неверное применение статей (подстатей) КОСГУ, то это квалифицируется как нарушение методологии применения бухгалтерского учета и составления отчетности (см. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2024 по делу N А32-68384/2023);

— выявленное в ходе проверки неправильное применение кодов КОСГУ может относиться к нецелевому использованию бюджетных средств (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023, Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.12.2023 по делу N 12-4740/2023).

Мы не даем оценку решениям суда, поскольку она дается всегда в зависимости от конкретной ситуации, а только отмечаем, что такие выводы имеют место в судебной практике. В свою очередь, хотим обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.11.2023 N 532, которым утверждены Методические рекомендации по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий.

В п. 9 данных Рекомендаций отмечено, что суждение о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств формируется с учетом особенностей вида (направления) расходов, по которому предоставлены (использованы) бюджетные средства.

Специалисты финансового ведомства рекомендуют вне зависимости от вида (направления) расходов при формировании указанного суждения обратить внимание на следующие возможные факты хозяйственной жизни:

— несоответствие бюджетных данных, доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств до получателя бюджетных средств, бюджетным данным, доведенным (распределенным) финансовым органом до главного распорядителя бюджетных средств;

— несоответствие назначения (направления) платежа в первичном документе и (или) предмета контракта (договора, соглашения) доведенным до получателя бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и (или) показателям бюджетной сметы (в том числе в связи с неправильным применением кода бюджетной классификации) или несоответствием обоснованиям бюджетных ассигнований и (или) показателям бюджетной сметы (обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей). В случае несоответствия назначения (направления) платежа обоснованиям бюджетных ассигнований и (или) показателям бюджетной сметы (обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей) фиксируются признаки нецелевого использования бюджетных средств, допущенного получателем бюджетных средств.

Неправильное применение кода бюджетной классификации (нарушение порядка применения кодов бюджетной классификации) может рассматриваться в контексте нецелевого использования бюджетных средств только в случае отсутствия детальной информации о составе (направлениях) расходов, заложенной в обоснованиях бюджетных ассигнований, показателях бюджетной сметы (обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей), позволяющей идентифицировать конкретные направления запланированных расходов.

От себя мы добавим следующее. Порядок N 209н применяется в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) и иной финансовой отчетности. За нарушение правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности контрольно-счетная палата вправе привлечь должностных лиц учреждения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому (бюджетному) учету, в том числе к составлению, представлению бухгалтерской (бюджетной) отчетности, которая предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ. Напомним, что нормами данной статьи предусмотрена административная ответственность в зависимости от выявляемых искажений (незначительное, значительное, грубое). Приведем ее для наглядности в таблице.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Ответственность за нарушение правил применения Порядка N 209н (Владимирова Е.) («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2024, N 5) {КонсультантПлюс}