Централизация закупок заключается в том, чтобы определение поставщиков или закупку в целом для заказчиков осуществлял уполномоченный на это орган или учреждение.
Рассмотрим, как и в отношении каких заказчиков может быть организована централизация закупок.
По общему правилу для централизованного определения поставщиков на федеральном, региональном, муниципальном уровнях должен быть создан специальный орган, учреждение либо уполномочен уже существующий орган или учреждение или несколько таких органов или учреждений. Полномочия таких органов устанавливаются решениями об их создании или решениями о наделении полномочий. При этом на них нельзя возлагать полномочия по обоснованию закупок, определению условий, в том числе НМЦК, и подписанию контрактов (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Исключением из указанного общего порядка является централизация в соответствии с ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ. Для удобства назовем ее ведомственной централизацией, так как зачастую она предусматривает централизацию для определенной группы заказчиков, а не, например, всех заказчиков региона.
Существует два варианта ведомственной централизации, которая может быть организована на федеральном уровне, уровне субъекта или муниципальном уровне (ч. 2, 3, 4 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138):
- уполномоченный орган (уполномоченное казенное учреждение) проводит только процедуру определения поставщика для заказчиков, а заказчики сами заключают и контролируют исполнение контрактов. При этом уполномоченные органы и учреждения субъектов могут определять поставщиков и для муниципальных заказчиков, если есть соответствующее соглашение между субъектом РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;
- уполномоченный орган (уполномоченное казенное учреждение) проводит полный цикл закупки, то есть планирует закупку, проводит процедуру определения поставщика, заключает контракт и принимает исполнение, обеспечивает оплату по контракту для заказчиков. Так, например, казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» наделено полномочиями на полный цикл закупки определенных типовых товаров, работ, услуг для отдельных федеральных органов власти и их территориальных подразделений (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 N 892).
Такая ведомственная централизация для определения поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких исполнительных органов субъекта РФ, муниципальных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий. При этом обратите внимание, что централизация закупок не предусмотрена для автономных учреждений (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 24-06-07/8780, от 10.03.2020 N 24-01-08/17339, Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3422).
Все исполнительные органы и органы местного самоуправления обязаны принять решения о том, каким способом они и их территориальные подразделения, а также учреждения, в отношении которых эти органы осуществляют функции учредителя, будут осуществлять полномочия заказчиков (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ):
- каждый заказчик проводит закупки для себя самостоятельно;
- исполнительные органы и органы местного самоуправления только определяют поставщиков для соответствующих заказчиков;
- исполнительные органы и органы местного самоуправления проводят полный цикл закупки для соответствующих заказчиков;
- исполнительные органы и органы местного самоуправления наделяют полномочиями органы или учреждения, определяющие поставщиков для соответствующих заказчиков;
- исполнительные органы и органы местного самоуправления наделяют полномочиями органы или учреждения, которые проводят полный цикл закупки для соответствующих заказчиков.
В отношении унитарных предприятий такие решения принимать необязательно (Письмо Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-344).
Кроме того, условиями предоставления целевых межбюджетных трансферов может быть установлено требование о централизации закупок за счет этих средств. В этом случае Правительство РФ вправе наделить полномочиями орган (учреждение) в целях определения поставщиков для государственных и муниципальных заказчиков региона, бюджетных учреждений, региональных государственных и муниципальных унитарных предприятий, региональных уполномоченных органов и учреждений. Аналогичное право предусмотрено и для высшего исполнительного органа субъекта РФ при межбюджетных трансферах из бюджета субъекта РФ соответствующим региональным заказчикам (ч. 7, 8 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Допускается и межуровневая централизация, когда на основании соглашений, например, уполномоченный орган субъекта определяет поставщиков для муниципалитетов или уполномоченный орган муниципального района определяет поставщиков для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений (ч. 4, 8, 9 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
