Есть несколько общих причин, способствующих развитию профессионального выгорания. Эти причины воздействуют на работника вне зависимости от отрасли, в которой он трудится. Назовем четыре распространенные причины.
- Авралы, возникающие на протяжении длительного периода или постоянно. Это достаточно известный «спусковой крючок», с которого начинается процесс выгорания. В этих ситуациях в коллективе возможны трения, повышение общего уровня эмоциональности и раздражительности.
- Потеря смысла работы. Специалисту непонятна его роль в общем деле, он не уверен в собственной нужности коллективу и учреждению. В силу возраста и представлений о своей значимости, основанных на имеющихся знаниях, умениях, навыках или просто собственной уверенности, сотрудник не видит перспектив развития (ни в зарплате, ни в продвижении по служебной лестнице с целью самореализации). Все это тоже приводит к появлению рассматриваемого синдрома.
- Профессиональный статус. Он связан, например, со снижением престижа профессии, низкой оценкой специалистом своего уровня компетентности. Яркий пример — школьные учителя. Их поведение и зарплаты в последнее время часто обсуждаются в Интернете и социальных сетях. Встречаются высказывания вроде «Не нравится — идите работать в другое место» или «Вы знали, куда шли». Подобное отношение, свойственное довольно большой группе людей, не способствует повышению престижности профессии: учителям трудно поддерживать свой профессиональный статус и противостоять негативному общественному мнению.
По этой причине сейчас можно говорить о профессиональном выгорании учителей старшего возраста, которые к тому же вынуждены брать на себя большие нагрузки в виде уроков и внеурочной деятельности (поскольку молодое поколение не стремится работать в общеобразовательных учреждениях).
- Непрозрачная система управления. Ее характеризует наличие закрытой информации, которая не разглашается большинству сотрудников. Особенно чувствительными для них будут решения руководства по «деликатным» вопросам (например, по распределению работы и денежных средств). Такая непрозрачность способствует появлению в коллективе «любимчиков» руководства, которые получают всевозможные бонусы: им прощаются рабочие ошибки, выплачиваются повышенные премии, дается более интересная работа. У остальных сотрудников подобные ситуации вызывают неприязнь. Свой протест персонал выражает в виде бездействия и безразличия. В результате выгорает даже не один работник, а целая группа.
Важно понимать, что «разочарованные» сотрудники не уходят из учреждения из-за относительной стабильности своего положения (даже если заработок невелик). Они продолжают распространять в коллективе депрессивные настроения, что в дальнейшем может негативно сказаться на работе всего учреждения, а также на его имидже.
Теперь рассмотрим особенности возникновения синдрома выгорания у работников трех отраслей.
Социальные работники
У специалистов по социальной работе профессиональное выгорание возникает по следующим причинам.
- Возраст от 25 до 45 лет. Как указывает Т.А. Михайлова, именно в этот период социальные работники сильнее подвержены профессиональному выгоранию, поскольку наиболее критично настроены по отношению к себе (не только в профессиональном, но и в личном плане). При вступлении человека в данную возрастную группу (примерно в 25 лет) синдром выгорания часто связан с адаптацией к трудовым обязанностям и коллективу, а при завершении периода (ближе к 45 годам) — с отсутствием профессионального роста и восприятием работы исключительно как источника заработка.
Отметим еще два важных момента. Первый связан с личными амбициями сотрудника, которые не всегда соответствуют его реальной карьере и мнению о нем руководства, второй — с зачастую невысокой оплатой труда. Из-за этого внутреннее неустройство вполне может перейти во внешнее раздражение, направленное не только на членов коллектива (и тогда ухудшается психологический микроклимат), но и на клиентов и посетителей.
- Личностные факторы. Нередко человек понимает: его выбор профессии не был осознанным, в вузе получено высшее образование, но не специальность, к которой имеется призвание, и из-за этого работа не приносит удовлетворения (морального и материального). А если профессиональная деятельность не по душе, это первая предпосылка к скорому выгоранию.
Семейные проблемы тоже могут стать причиной развития данного синдрома, поскольку не каждый человек может самостоятельно справиться с возникающими трудностями (своими, близких и родственников).
Еще один фактор — умение и желание адаптироваться к новым условиям. В рабочих коллективах часто встречаются личности, которые не только не умеют, но и не хотят выстраивать отношения (даже исключительно деловые). Это обстоятельство рано или поздно отразится на трудовой деятельности такого человека. К примеру, когда он сам не поддерживает коллег и не помогает им, он получает и аналогичное отношение к себе. В результате удовлетворенность работой еще больше снижается.
Медицинские работники
Работа медиков тоже связана с влиянием вредных факторов профессионального характера и повышенной эмоциональной нагрузки, что со временем приводит к профессиональному выгоранию. По данным научных исследований, оно может развиваться у 30 — 40% медработников среднего звена.
В свою очередь, исследование, проведенное среди 100 врачей-травматологов, оказывающих экстренную круглосуточную травматологическую помощь, показало, что только 6% опрошенных вошли в категорию стрессоустойчивых. При этом большинство из них имели опыт работы до 5 лет и не обладали высокой квалификацией. Приведем другие результаты этого опроса, свидетельствующие о подверженности медработников выгоранию.
Негативную реакцию у большинства опрошенных врачей-травматологов вызывали именно получатели медицинских услуг: в 40% случаев — когда шел большой поток пациентов, в 20% случаев — во время суточного дежурства. При этом у 10% респондентов негативные реакции возникали постоянно, вне зависимости от нагрузок. Практически все опрошенные (96%) связывали возникновение стресса с увеличением объема выполняемой работы на фоне неудовлетворенности уровнем зарплаты.
Опрос также выявил наличие у медработников чувства эмоционального истощения вследствие трудностей в достижении желаемых результатов в работе. Прежде всего это было обусловлено степенью тяжести состояния пациентов, а также увеличением их количества при уменьшении численности обслуживающих их работников приемного отделения. Авторы исследования выяснили, что для снятия стресса врачи-травматологи прибегали к таким способам, как употребление алкоголя (40%), занятия фитнесом (34%) и общение с родными и близкими (20%).
Существуют и гендерные особенности синдрома профессионального выгорания. В частности, у женщин-медиков наблюдается конфликт между выполнением (невыполнением) ими профессиональных и домашних обязанностей, что повышает риски развития различных заболеваний и примерно на 10 лет снижает ожидаемую продолжительность жизни (по сравнению со среднестатистическими показателями по конкретной территории).
Таким образом, для медицинских работников «спусковым крючком» для выгорания становится сама их профессиональная деятельность и постоянное нахождение в стрессовых состояниях. А потому в этих случаях нужно не столько устранять внешние факторы (вроде непрозрачной системы управления), сколько заниматься профилактикой выгорания и вести индивидуальную работу с медперсоналом.
Например, можно воспользоваться тестом «Профессиональное выгорание» — вариантом методики MBI, созданной C. Maslach и адаптированной для медицинских работников, а также опросником «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко, с помощью которых определяется фаза развития стресса у сотрудника (напряжение, сопротивление вредному внешнему воздействию, истощение). Целесообразно также оценить качество жизни медперсонала. Это можно сделать, используя тест «Шкала семейных отношений», разработанный R. Moos и адаптированный для данной сферы.
Работники образовательных учреждений
Выгоранию подвержены и работники образовательных организаций. То, как проявляются признаки профессионального выгорания, наглядно продемонстрировало следующее исследование, проведенное с использованием методики MBI в отношении административно-управленческого персонала, ведущего еще и педагогическую работу.
Исследование показало, что у 60% опрошенных имелось эмоциональное истощение (первая из трех составляющих выгорания). Большинство опрошенных сотрудников в своей деятельности проявляло равнодушие, что было следствием в том числе эмоционального перенасыщения (за счет высокой активности взаимодействия с обучающимися и их родителями). На такого сотрудника практически не влияли меры стимулирующего характера, он предпочитал сократить до минимума социальные контакты и пребывать в одиночестве.
Вторую составляющую выгорания (деперсонализацию) выявили у 35% респондентов. Она проявляется в явно негативном отношении к окружающим, выполнении профессиональных обязанностей без личной заинтересованности и желания (что для образовательного учреждения крайне важный параметр деятельности педагогов и других сотрудников), формализме.
Третья составляющая — это редукция профессиональных обязанностей, которая характеризуется стремлением человека как можно меньше времени тратить на их выполнение, свертыванием профессиональной деятельности. Согласно опросу этот элемент выгорания был обнаружен у трети опрошенных сотрудников. Они были склонны негативно оценивать себя как личность и профессионала. Как следствие — такое отношение распространялось и на работу, и на коллектив.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс