Нормы о недопущении конфликта интересов действуют давно, но на практике по-прежнему возникает путаница. Появляется или нет личная заинтересованность в конкретной ситуации, нужно ли уведомлять об этом работодателя…
Обстоятельства, характеризующие наличие конфликта интересов, описал Минтруд в Письме от 26.07.2018 N 18-0/10/П-5146 <9>. Таких обстоятельств три, они должны присутствовать в ситуации одновременно.
<9> «О методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов».
Наличие личной заинтересованности. Она возникает либо у должностного лица, либо у его родственников или лиц, связанных с ним имущественными и иными близкими отношениями.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается получение не только доходов в виде денег, иного имущества, но и других выгод и преимуществ. Сюда, в частности, относятся:
— получение преимуществ, обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса;
— продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений, наград и т.д.;
— совершение должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность (например, путем ограничения конкуренции).
Обладание полномочиями для реализации личной заинтересованности. Как правило, под такими полномочиями понимается право принимать управленческие решения или участвовать в их принятии. Например:
— самостоятельно совершить действия (бездействовать) для реализации личной заинтересованности;
— дать поручение или оказать иное влияние на подчиненных, подконтрольных лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом, связанными с ним лицами.
Круг полномочий и обязанностей должностного лица подтверждается, например, должностным регламентом, должностной инструкцией, иными внутренними документами учреждения. Скажем, бухгалтер находится в прямом подчинении у главного бухгалтера, а директор учреждения может влиять на решения закупочной комиссии.
Прямая связь между названными факторами — получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и реализацией (возможной реализацией) им своих полномочий. К примеру, должностное лицо органа-учредителя осуществляет в отношении руководителя подведомственного учреждения свои властно-распорядительные полномочия и склоняет того к действиям, которые ведут к получению должностным лицом личной выгоды. В этом случае конфликт интересов возникнет, конечно, не у руководителя учреждения, а у представителя органа власти.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс