Какие сведения являются порочащими деловую репутацию | Компания «АПИ»

Какие сведения являются порочащими деловую репутацию

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Что такое диффамация и как она соотносится с распространением порочащих сведений

Диффамация — это и есть распространение сведений, порочащих деловую репутацию, то есть передача третьим лицам ложных сведений об организации, которая может негативно сказаться на ее деловой репутации (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3).

Что такое распространение сведений

Это их сообщение в той или иной форме, включая устную, хотя бы одному лицу, например (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3):

  • опубликование, трансляция или демонстрация в СМИ (в печати, по радио и телевидению, в кинохроникальных программах и т.д.);
  • распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи;
  • изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам.

Таким образом, способы распространения сведений весьма разнообразны. Чтобы упростить в дальнейшем доказывание факта и характера (формы) распространения, рекомендуем его зафиксировать, например сделать видеозапись выступления, сохранить экземпляр газеты, удостоверить у нотариуса страницы из Интернета и т.п.

Что не является распространением сведений

Это, в частности:

  • обращение в органы госвласти или местного самоуправления, в правоохранительные органы с просьбой провести проверку по поводу предполагаемых нарушений. В таком случае можно требовать защиты деловой репутации, если заявитель обратился в органы исключительно с целью причинить вам вред или оскорбил вас (п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), п. 9 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);
  • сообщение их лицу, которого эти сведения касаются, если приняты достаточные меры для того, чтобы информация не стала доступной третьим лицам (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3);
  • ознакомление с этими сведениями работников редакции до выпуска в свет (в эфир) продукции средства массовой информации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16);
  • передача информации адвокату (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.09.2019 N Ф03-4266/2019).

Какие сведения относятся к порочащим

К порочащим относятся, в частности, следующие утверждения (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3):

  • о нарушении законодательства (неуплате налогов, мошенничестве сотрудников, рейдерском захвате и т.п.);
  • совершении нечестного поступка, например обмане клиентов;
  • недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности (о реализации некачественного товара);
  • введении процедуры банкротства в отношении юрлица, отзыве у него лицензии, наличии у него значительных долгов;
  • нарушении деловой этики или обычаев делового оборота. Например, утверждение о том, что сотрудники хамят клиентам.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Готовое решение: Когда юридическое лицо может требовать защиты своей деловой репутации (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}