Если на законодательном уровне не установлено иного, то работодатель самостоятельно определяет критерии определения профессиональной пригодности работника, закрепив их в соответствующем локальном нормативном акте. Оценку уровня развития личных и деловых качеств работника следует производить путем проведения аттестации работников.
Критерии оценки — это ключевые параметры (деловые, поведенческие, личностные показатели и характеристики), по которым оценивается эффективность деятельности работника.
Критерии, которые используются при определении профессиональной пригодности работника, могут разниться в зависимости от должности, функциональных обязанностей и задач, поставленных перед работником.
Поэтому при установлении критериев определения профессиональной пригодности работника следует:
- определить группу должностей, для которых будут разрабатываться критерии (по профессиональным признакам);
- определить существенные факторы деятельности данных работников (например, выпуск продукции, принятие эффективных управленческих решений, заключение договоров и т.д.);
- оценить выбранные критерии (являются ли они важными, достаточно ли информации, чтобы производить оценку по данным критериям, что необходимо для получения соответствующей информации и т.п.);
- описать критерии и сделать ранжирование (определить вес факторов, влияющих на результат деятельности). Это необходимо для того, чтобы разделить основные и вспомогательные показатели деятельности работника.
Среди наиболее часто встречающихся можно выделить следующие критерии оценки деловых качеств:
- производительность труда;
- знание особенностей рабочих процессов, технологий и способов их усовершенствования;
- быстрая обучаемость;
- способность заниматься несколькими проектами одновременно или умение работать по нескольким профессиям (должностям);
- умение правильно выбирать средства и методики достижения результатов;
- эффективное планирование собственного рабочего процесса;
- четкое и жесткое решение оперативных вопросов;
- желание добиваться наилучших показателей и т.п.
При оценке личных качеств работника выделяют универсальные свойства личности и те, которые определяются характером конкретной профессии. Среди личностных критериев оценки можно выделить:
- коммуникативные способности (умение вступать в отношения и поддерживать их оптимальное состояние);
- интеллект (общая способность к познанию и решению проблем);
- творческие способности (чувствительность к проблемам, к дефициту знаний, поиск нестандартных решений);
- рефлексия (способность осознавать и анализировать свое поведение) и т.п.
Оценку профессиональной пригодности работника следует начинать с принятия решения о проведении аттестации. Такое решение оформляется приказом, в котором следует указать сроки, место проведения аттестации, перечень работников, которых будут оценивать, аттестационную комиссию. Состав комиссии может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов, работники отдела кадров. Если в организации есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ). Итогом подобного исследования чаще всего являются конкретные управленческие решения, затрагивающие определенного работника.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс