Каковы основания для возврата средств? | Компания «АПИ»

Каковы основания для возврата средств?

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

По общему правилу недостижение показателей государственного (муниципального) задания, отраженное в годовом отчете о его выполнении, влечет за собой возврат остатка субсидии, выделенной на отчетный год. Остаток средств, рассчитанный с учетом фактических значений, бюджетное (автономное) учреждение обязано перечислить в бюджет.

В силу п. 6 ст. 69.2 БК РФ под невыполнением задания понимается недостижение (превышение допустимого (возможного) отклонения) его показателей, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также показателей качества, если они определены в задании. В свою очередь, в ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <1> сказано: бюджетные учреждения вправе использовать в очередном финансовом году неизрасходованные остатки субсидии на выполнение задания только при условии его полного выполнения. Возврат бюджетными учреждениями средств субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, может быть предусмотрен на уровне конкретного публично-правового образования.

———————————

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

 

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях такая возможность обычно используется. Соответствующие нормы закрепляются в порядках формирования и финансового обеспечения задания, которые согласно пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ должны предусматривать возврат в случае невыполнения задания субсидии в объеме, эквивалентном недостигнутым показателям (с учетом допустимых отклонений).

Например, об обязанности перечислить в бюджет средства в названном объеме говорится в абз. 2 п. 46 Положения N 640 <2> — нормативный акт действует в отношении федеральных учреждений. То же самое прописали в Ленинградской области <3> и Фрязино (Московская область) <4>, распространив это требование на подведомственные БУ и АУ.

———————————

<2> Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

<3> Постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2015 N 543 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».

<4> Постановление администрации г. о. Фрязино Московской области от 29.11.2021 N 603 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями городского округа Фрязино Московской области».

 

Согласно порядкам формирования и финансового обеспечения задания, действующим на местах, процедура возврата средств начинается после подачи учреждением годового отчета о выполнении задания. Отчетная форма содержит графу «Отклонение, превышающее допустимое (возможное) отклонение» (см., например, форму, утвержденную Положением N 640). В данной графе бюджетное учреждение при необходимости должно проставить процент, фиксирующий невыполненные показатели. А орган-учредитель на основании этих цифр производит расчет суммы, которую надо вернуть.

Таким образом, основная причина возврата средств субсидии — это невыполнение государственного (муниципального) задания, выявленное по результатам проверки годового отчета.

Обязанность возвращать остаток субсидии, эквивалентный недостигнутым показателям, обычно закрепляется не только в порядках формирования и финансового обеспечения задания, изданных на местах, но и в «ближайшем» для учреждения документе — заключенном с ним соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания. Также здесь указывается обязанность органа-учредителя направлять подведомственному учреждению расчет суммы возврата и обеспечивать данный возврат.

Отметим, что потребовать возврата остатка субсидии, образовавшегося в связи с невыполнением задания, может не только орган-учредитель, но и впоследствии контрольный орган. В ходе проверки контролеры (финансовый орган, орган Федерального казначейства, контрольно-счетная палата) могут изучить годовой отчет бюджетного учреждения и обнаружить там нарушения либо не согласиться с расчетами органа-учредителя по поводу степени выполнения задания.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Возврат субсидии на госзадание: что важно учесть в 2022 году? (Зайцева Г.Г.) («Руководитель бюджетной организации», 2022, N 2) {КонсультантПлюс}