Личная заинтересованность педагога
У педагогических работников личные интересы и профессиональные обязанности могут смешиваться в связи с оказанием платных образовательных услуг. Законодательство не запрещает педагогам участвовать в платной деятельности образовательного учреждения, но вводит ограничение. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона об образовании педагогический работник не вправе предоставлять названные услуги обучающимся в данной образовательной организации, если его действия приводят к конфликту интересов. Учащиеся и их родители могут заявить о наличии у педагога такого конфликта, обратившись в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданную в учреждении (п. 2 ч. 1 ст. 45 Закона об образовании).
Конкретные условия возникновения у педагогических работников конфликта интересов и порядок его урегулирования устанавливаются в локальных актах образовательного учреждения.
Ситуации, в которых у педагога возникает личная заинтересованность и возможен конфликт его интересов, обычно описываются в положении о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, утвержденном в образовательном учреждении. Например, коррупционные риски проявляются, когда работник:
— ведет основные, бесплатные (в рамках выполнения государственного или муниципального задания) и платные занятия у одних и тех же учеников;
— занимается репетиторством с учащимися, которых он обучает в рамках выполнения должностных обязанностей;
— занимается репетиторством во время основного занятия, внеклассного мероприятия;
— участвует в формировании списка группы, класса (особенно первоклассников);
— собирает деньги на нужды группы, класса или образовательного учреждения в целом;
— входит в жюри конкурсов и олимпиад, где участвуют его ученики;
— участвует в распределении бонусов для обучающихся;
— получает подарки, услуги и иные выгодные предложения от родителей обучающихся;
— использует в личных целях возможности родителей обучающихся.
Личная заинтересованность медиков
Для медицинских работников ситуации, когда возникает или может возникнуть конфликт интересов, регулируются четче. Согласно ч. 2, 3 ст. 75 Закона об охране здоровья при возникновении такой ситуации медработник обязан письменно проинформировать об этом работодателя (руководителя медицинского учреждения), а тот должен письменно уведомить уполномоченный орган (комиссию Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности). Сделать это нужно в течение семи дней со дня, когда руководителю учреждения стало известно о конфликте интересов.
Порядок работы комиссии утвержден Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1350н. Если комиссия подтверждает факт конфликта интересов, о котором говорилось в уведомлении, она дает рекомендации о способе урегулирования конфликта.
Более детально действия медработников и меры реагирования на инциденты прописываются в локальных актах учреждений здравоохранения.
Коррупционно опасные ситуации, в которых личные интересы медицинского работника смешиваются с профессиональными обязанностями, устанавливаются в локальных актах учреждений (например, в положении о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов). Сюда обычно относятся случаи, когда медработник:
— берет за оказание услуги деньги у пациента (его родственника), минуя установленный порядок приема денежных средств через кассу и бухгалтерию учреждения;
— оказывает в рабочее время бесплатные услуги пациентам и платные услуги им же после работы;
— небескорыстно использует возможности пациентов учреждения и их родственников;
— рекламирует пациентам учреждения иные организации, предоставляющие любые платные услуги;
— рекомендует пациентам учреждения физических лиц, оказывающих любые платные услуги;
— участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями, или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность;
— принимает решение об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения с организацией, имеющей перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность, обязательства.
Личная заинтересованность в сфере спорта
Для работников физкультуры и спорта нормы о предотвращении профессионального конфликта интересов действуют с марта 2022 года. Поправки в ст. 26.2 Закона о физкультуре и спорте внесены Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ.
Ситуации конфликта интересов увязываются только с одной стороной деятельности в сфере спорта — проведением официальных спортивных соревнований. А непринятие мер по предотвращению конфликта, приведшее к достижению заранее определенного результата или исхода соревнования, расценивается как противоправное влияние на такой результат (манипулирование соревнованием) (п. 4 ч. 1 ст. 26.2 Закона о физкультуре и спорте).
Согласно поправкам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность лица (прямая или косвенная) в получении материальной выгоды или иного преимущества влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение им своих обязанностей. Заинтересованность может возникнуть:
— у физических лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организатором официального спортивного соревнования или с организацией, участвующей в подготовке и проведении такого соревнования;
— лиц, непосредственно участвующих в официальном спортивном соревновании, и иных связанных с ними лиц.
Как и в сфере здравоохранения, в сфере спорта коррупционно опасные ситуации возникают не только у лиц, имеющих непосредственное отношение к проведению соревнований, но и у взаимосвязанных лиц. В силу ч. 1.2 ст. 26.2 Закона о физкультуре и спорте к ним относятся родственники и свойственники, а также граждане и организации, с которыми у кого-либо из заинтересованных лиц есть имущественные, корпоративные или иные близкие отношения.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс