Неверное отражение в отчете данных, достигнутых по итогам года, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок. В форме, утвержденной Положением N 640, фактические показатели вносятся в графу 12 «Исполнено на отчетную дату», а отклонения от плана — в графы 13, 14. Как показывает практика проверок, проводимых органами-учредителями и контрольно-счетными органами, недостоверность информации выявляется в следующих случаях.
Несоответствие или несопоставимость показателей, содержащихся в задании и отчете. Информация, характеризующая плановые показатели, должна переноситься в отчет из государственного (муниципального) задания в неизменном виде. Но бывает, что учреждения вписывают в отчет формулировки, отличающиеся от изначально установленных: трансформируются единицы измерения показателей (например, в задании указывается единица «человеко-часов», а в отчете — «человек»), числовые значения показателей (в задании устанавливается одно количество получателей услуги, а в отчете, в графе «Утверждено в государственном (муниципальном) задании на год», — другое).
В отчете могут появляться и неустановленные показатели. В частности, контрольно-счетная палата Александровского района Оренбургской области при проверке выявила, что орган-учредитель не утверждал величину допустимого отклонения и не включал ее в муниципальное задание, а учреждение в отчете указало данную величину в объеме 10 человек.
В свою очередь, несопоставимость сведений может возникать из-за изменения формул расчета. К примеру, контрольно-счетная палата Курска обнаружила у проверяемого детского сада невыполнение установленного объема по одной муниципальной услуге и перевыполнение — по другой. Выяснилось, что в течение года поменялась формула расчета контингента (из расчета исключили одну категорию детей и включили другую). Однако задание, в связи с этим не корректировалось, что и привело к несопоставимости плановых и отчетных цифр.
Неприведение допустимого отклонения к абсолютной величине. В государственном (муниципальном) задании допустимое отклонение обычно прописывается в процентах. Но в отчете оно должно быть переведено в те единицы измерения, которые установлены в задании для конкретного показателя. В частности, такое правило действует в отношении федеральных учреждений.
К сведению. В пояснениях к заполнению формы отчета, утвержденной Положением N 640, сказано: чтобы рассчитать допустимое отклонение, надо умножить значение показателя объема и (или) качества услуги (работы), определенное заданием, на установленное в задании значение допустимого отклонения (в процентах). Если же отклонение указано в абсолютных величинах, цифра из госзадания без изменений переносится в соответствующую графу отчета.
Если для объема услуги в задании предусмотрен показатель «человек», к нему и должна быть приведена величина допустимого отклонения, используемая в отчете. И тогда при установленном показателе объема, например, 300 человек допустимое отклонение в 5% трансформируется в 15 человек. Следовательно, задание окажется выполненным, если автономное учреждение охватит своей услугой 285 человек.
Важно, что в отношении учреждений регионального или муниципального уровней могут действовать другие правила: их учредитель прописывает в своем порядке формирования и финансового обеспечения задания. Если этот порядок не обязывает подведомственные учреждения переводить допустимое отклонение из процентов в абсолютную величину, прямое перенесение в отчет данной цифры из задания не будет нарушением.
Счетные ошибки. Арифметические ошибки в отчете тоже не редкость. Так, финансовый орган, проверив общеобразовательную школу, в числе прочего выявил неверный расчет показателя «доля педагогических работников с высшим образованием». И хотя в муниципальном задании была приведена формула расчета данного показателя, его фактическое значение учреждение определило неправильно: в отчете фигурировала цифра 82,1% вместо 86,5%.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс