В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обосновывается заказчиком с помощью применения:
- метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативного метода;
- тарифного метода;
- проектно-сметного метода;
- затратного метода.
В силу ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, установленных ч. 7 — 11 данной статьи.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода рыночных цен заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ затратный метод применяется в случае невозможности использования иных методов, предусмотренных п. 1 — 4 ч. 1 данной статьи, или в дополнение к иным методам. Такой метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Кроме того, информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, например из информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем при невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения этих методов.
Следовательно, в данной ситуации заказчики вправе применять иные методы, не предусмотренные ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. При этом необходимо помнить, что применение других методов для расчета НМЦК не должно противоречить положениям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного заказчик должен самостоятельно формировать НМЦК и учитывать все факторы, влияющие на цену товара: условия и сроки его поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены (Письмо Минфина РФ от 12.05.2020 N 24-01-07/38082).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс