Согласно абз. 1, 2 пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ с 01.07.2022 обложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0%.
Положения указанного подпункта применяются по 30.06.2027 включительно, если иное не установлено абз. 3.
Если с 01.07.2022 услуги по предоставлению мест для временного проживания оказываются налогоплательщиками в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 01.07.2022 и включенными в реестр объектов туристской индустрии, то при реализации данных услуг нулевую ставку можно применять до истечения 20 последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) (Письма Минфина России от 08.07.2022 N 03-07-11/65725, N 03-07-11/65722).
Услуги по размещению в составе туристского продукта
Как известно, услуги по предоставлению мест временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаемые по нулевой ставке, могут быть включены в состав реализуемого туроператором туристского продукта.
С 01.07.2022 ставка по НДС в размере 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения применяется налогоплательщиками, непосредственно реализующими данные услуги (Письмо Минфина России от 09.08.2022 N 03-07-11/77108).
Применение нулевой ставки НДС при реализации туристского продукта нормами ст. 164 НК РФ не предусмотрено. Поэтому обложение НДС при реализации туроператором туристского продукта, в состав которого включены услуги по предоставлению мест временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаемые по налоговой ставке в размере 0%, производится по налоговой ставке в размере 20% (Письмо Минфина России от 12.08.2022 N 03-07-11/78833).
Кстати, Минфин не поддержал предложение Ассоциации туроператоров (АТОР) об отмене или о снижении ставки НДС для организаций индустрии туризма, приведя в Письме от 06.07.2022 N 03-07-11/65062 следующие аргументы.
Во-первых, в случае установления ставки по НДС в размере 0% в отношении услуг по формированию, продвижению и реализации туристского продукта на территории РФ туроператоры, турагенты, оказывающие данные услуги, не только будут освобождены от уплаты НДС, но и получат право на возмещение НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств. В связи с этим принятие положительного решения по такому вопросу, по существу, будет являться субсидированием туроператоров, осуществляющих формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, и турагентов, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, из федерального бюджета на сумму НДС.
Во-вторых, принятие предложения об установлении ставки НДС в размере 0% в отношении вознаграждения туроператоров и турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными налогоплательщиками, осуществляющими посредническую деятельность на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. А это в конечном итоге приведет к увеличению потерь доходов федерального бюджета и, соответственно, ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики.
В-третьих, как показывает практика применения НДС в Российской Федерации, отмена уплаты НДС на отдельные товары (работы, услуги) не гарантирует соответствующего снижения цен на данные товары (работы, услуги), поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. Поэтому освобождение от уплаты НДС либо установление ставки НДС в размере 0% в отношении услуг по продвижению и реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, включая вознаграждение туроператоров и турагентов, в том числе полученное при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), не гарантирует снижения цен на подобные услуги и, соответственно, повышения их ценовой конкурентоспособности.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс