По результатам каждой проведенной ГИТ проверки составляется акт проверки по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141.
В акте должны быть подробные сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, об их характере и о лицах, допустивших нарушения. Нарушение должно быть подробно изложено, указано существо нарушения и даны ссылки на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, документов и их реквизитов, отражены факты, подтверждающие наличие нарушений и позволяющие установить время совершения нарушения, а также реквизиты проверочного листа.
Если нарушений не обнаружено, в акте приводится перечень документов, рассмотренных инспекторами, подробные сведения о соблюдении работодателем законодательных и нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, отражаются реквизиты проверочного листа.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ к акту прилагаются:
— предписания об устранении выявленных нарушений (вместе с тем следует иметь в виду, что недопустимо вынесение предписаний о недопущении нарушений в будущем либо носящих рекомендательный характер);
— протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
— объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
— иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Результатами рассмотрения итогов контрольных мероприятий могут стать составление протокола об административном правонарушении для последующего направления в судебные органы, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
По статье 361 ТК РФ в новой редакции обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц, принятых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. А именно — в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ).
И теперь, если работодатель считает, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля, он сначала должен обжаловать то или иное решение трудовой инспекции в досудебном порядке.
Помимо несогласия с результатами проверки работодатель может обжаловать и действия инспектора, такие как проведение проверки без распоряжения или приказа о проведении проверки, проведение проверки без законных оснований, несогласование проверки с прокуратурой в случаях, когда оно обязательно, превышение сроков проведения проверки. А также если инспектор затребовал документы, не относящиеся к проверке, не представил акт проверки, неправильно оформил акт или протокол и т.д.
Жалоба подается через специальный сервис «Досудебное обжалование решений надзорных органов» на портале «Госуслуги». Она будет направлена по принадлежности: жалобу на инспектора труда получит на рассмотрение руководитель инспекции, а жалобу на руководителя или заместителя руководителя инспекции — руководитель Роструда.
Порядок подачи жалобы установлен ст. 40 Закона N 248-ФЗ:
— жалоба подается в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи;
— жалобу можно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;
— жалоба на предписание трудовой инспекции может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения предписания;
— жалобу можно отозвать полностью или частично до принятия решения по ней;
— жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Сведения, которые должны содержаться в жалобе, перечислены в ст. 41 Закона N 248-ФЗ. Это:
— наименование контрольного (надзорного) органа, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
— наименование организации-работодателя, сведения о месте нахождения организации;
— желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
— сведения об обжалуемом решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
— основания и доводы, по которым заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявитель может представить документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
— требования лица, подавшего жалобу;
— учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством РФ не установлено иное.
Срок рассмотрения жалобы — не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. При этом у работодателя могут запросить дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы (ст. 43 Закона N 248-ФЗ).
По итогам рассмотрения жалобы выносится одно из решений:
— жалоба оставлена без удовлетворения;
— обжалуемое решение отменено полностью или частично;
— обжалуемое решение отменено полностью, принято новое решение;
— действие (бездействие) должностных лиц признано незаконным, вынесено решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Вынесенное решение работодатель может увидеть в личном кабинете на портале «Госуслуги».
При необходимости после завершения досудебного обжалования работодатель вправе уже обратиться в суд.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс