Заказчик приобретал молочную продукцию. Заявки участников сравнивали, в частности, по критерию «деловая репутация». Оценка зависела от числа положительных отзывов по одному договору поставки продуктов за каждый год работы контрагента. Период — с начала деятельности до конца срока подачи заявок.
«Судами установлено, что к числу обязательных требований к составу заявки участника в Разделе II «Критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки заявок на участие в конкурсе» указан не стоимостной критерий оценки «Деловая репутация участника закупки», значимость — 50% (0,50), при оценке которого используется такой показатель, как «количество положительных отзывов, полученных за успешное исполнение одного из контрактов (договоров) на поставку продуктов питания (молоко и/или молочная продукция) в каждом очередном году работы участника закупки за период с года создания участника (организации, регистрации) до года окончания подачи заявок включительно, с учетом указанной в отзыве цены каждого такого контракта (договора) в размере не менее 30 (тридцати) процентов начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса. Успешным исполнением контракта (договора) является его исполнение без претензий, нареканий, в том числе без применения в отношении участника закупки мер гражданско-правовой ответственности. Для оценки заявок при начислении баллов будут учитываться представленные в заявке участником положительные отзывы только по одному успешно исполненному в каждом очередном году работы контракту (договору)».
В данном случае судебные инстанции обоснованно указали, что приведенные заказчиком условия неправомерно ограничивают количество возможных участников и создают преимущества для одних перед другими. Участник закупки, начавший свою предпринимательскую деятельность в более ранние периоды, заведомо поставлен в преимущественные условия по сравнению с субъектами, зарегистрированными позднее».
Контролеры и суды сочли порядок оценки незаконным:
— критерий ограничивал круг потенциальных участников. Поставщикам, которые начали бизнес раньше других, дали преимущество. Отсутствие положительных отзывов не означало, что договор исполнили плохо;
— значимость критерия — 50%. Он напрямую влиял на выбор победителя.
В практике есть пример, когда заказчик оценивал деловую репутацию по сроку существования юрлица на рынке. Контролеры нарушения не нашли.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс