Определяем мотивированность работника | Компания «АПИ»

Определяем мотивированность работника

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Какими бывают мотивированные сотрудники?

Целью нематериального стимулирования является поддержание и повышение трудового энтузиазма работников. Но у мотивированности к труду есть свои градации.

  1. Состояние удовлетворенности. Удовлетворенного сотрудника в целом устраивает все: работодатель, условия труда, зарплата, отношения в коллективе, корпоративная культура… Но человек с легкостью напишет заявление об уходе, если другой работодатель предложит условия получше. Пока этого не случилось, сотрудник будет работать в учреждении добросовестно, но без большого энтузиазма — исполнять свои обязанности, сильно не напрягаясь.
  2. Состояние лояльности. Лояльного сотрудника отличает более высокий уровень приверженности организации. Он вряд ли сменит место работы, если предложат аналогичные или чуть более выгодные условия. Переход к другому работодателю возможен только при заметном повышении должностного статуса и укреплении материального положения. Такой человек работает добросовестно, с душой, получает удовлетворение от результатов своего труда, но относится к рабочему процессу спокойно. Сказать, что человек живет своим делом, нельзя.
  3. Состояние вовлеченности. Вовлеченный сотрудник находится в таком эмоциональном и интеллектуальном состоянии, которое мотивирует выполнять работу как можно лучше. У человека «горят глаза», он выкладывается на 100%, но при этом чувствует себя не хронически уставшим, а счастливым, причастным к важному делу. Указаний, подстегивания со стороны здесь не требуется.

Систему нематериальной мотивации целесообразно нацелить на достижение высшего уровня приверженности сотрудников учреждению. Но как узнать, что они не просто довольны работой, а вовлечены в нее? Работники сами расскажут об этом. Приведем наглядный пример. Посетители, ожидающие в приемной научно-исследовательского института, спросили у уборщицы, которая мыла пол: «Чем вы тут занимаетесь?» Ответ был таков: «Строим космические корабли». Человек испытывал удовлетворение и гордость от того, что участвовал в создании чего-то большого и значимого, и был вовлечен в жизнь организации по-настоящему — на уровне ценностей.

Впрочем, если большинство членов коллектива благодаря нематериальной мотивации будут устойчиво лояльны к учреждению — это тоже хороший результат.

Как понять, что нужно сотруднику?

Вовлекать персонал в жизнь учреждения нужно на уровне ценностей. Но сложность в том, что ценности у всех разные. Например, одному работнику хотелось бы больше власти — такого подстегнет расширение полномочий или повышение в должности. Другому сотруднику ценно наличие свободного времени для общения с семьей — он будет рад послаблениям в графике работы. Третий заинтересован в развитии своих талантов и скучает, выполняя однотипную и рутинную работу.

У каждого человека есть индивидуальный набор внутренних мотивов. Понять, что для него важно и актуально, поможет пирамида потребностей, разработанная социологом Абрахамом Маслоу:

Если изучить нематериальные нужды персонала, определить, к какому уровню пирамиды относится та или иная потребность, можно выбрать подходящие инструменты нематериальной мотивации. Вот три примера.

  1. Удовлетворение потребности в безопасности направлено на то, чтобы создать у сотрудника чувство защищенности и стабильности. Это можно сделать, обеспечив безопасные условия труда, гарантировав занятость и сохранение имеющихся льгот. Сюда относятся и повышение уровня комфорта на рабочих местах (оптимальные освещение и температура, организация мест отдыха), полная или частичная оплата питания.
  2. Удовлетворение потребности в признании и уважении происходит за счет публичного признания достижений сотрудника (это может быть фотография на Доске почета, публикация в СМИ, на сайте учреждения, его страничке в социальной сети), повышения должностного статуса, подтверждения значимости результатов труда (награждение памятными подарками, поддержка и продвижение проектов сотрудника за пределами учреждения).
  3. Потребность человека в самореализации можно удовлетворить, поручив ему более ответственную или творческую работу, освободив от некоторых рутинных функций, организовав обучение по какому-либо перспективному направлению. Создание творческих групп, проектных команд, вовлечение в работу по внедрению инноваций тоже станут стимулом для развития.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Вовлекаем сотрудников в общее дело с помощью нематериальных стимулов (Соколова Г.А.) («Руководитель автономного учреждения», 2021, N 9) {КонсультантПлюс}