Какая информация в сети Интернет признается рекламой, а какая — нет
К рекламе в сети Интернет следует относить информацию, распространенную с использованием сети Интернет, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Это следует из п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
Не признается рекламой в сети Интернет размещение информации, если это не соответствует признакам, перечисленным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Не относится к рекламе и не подпадает под действие Закона о рекламе информация, перечисленная в ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.
По мнению ФАС России, не считается рекламой (Информация ФАС России):
- информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца. Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов. В этом случае применяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе;
- обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке;
- органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров). Интеграция не является органичной и ее могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счет того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему. На такую рекламу распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе.
Что нельзя рекламировать в сети Интернет или можно, но с ограничениями
В сети Интернет не допускается реклама тех объектов рекламирования, реклама которых в принципе запрещена независимо от способа распространения согласно ст. 7 Закона о рекламе. Так, нельзя рекламировать табачные изделия. Есть и другие общие запреты, например в отношении рекламы деятельности лиц, указанных в ст. 30.2 Закона о рекламе.
Также есть запреты и ограничения, касающиеся именно рекламы в сети Интернет:
- в сети Интернет нельзя рекламировать алкогольную продукцию (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе);
- не допускается распространять рекламу на информационном ресурсе иностранного агента (ч. 10.5 ст. 5 Закона о рекламе);
- реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах (тотализаторах) допускается только на определенных сайтах. Например, разрешена реклама игр в букмекерских конторах на сайтах, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, игр в тотализаторах — на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта (пп. «б» п. 1, пп. «г» п. 3 ч. 2.2 ст. 27 Закона о рекламе);
- может быть запрещена реклама, адресованная потребителям в РФ, на информационных ресурсах иностранных лиц, ведущих деятельность в сети Интернет на территории РФ, при наличии соответствующего запрета Роскомнадзора, информация о котором включена в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ (ч. 10.4 ст. 5 Закона о рекламе).
Каковы особенности размещения рекламы в сети Интернет
К особенностям размещения рекламы в сети Интернет относятся, в частности:
- необходимость направления Роскомнадзору сведений об интернет-рекламе;
- необходимость маркировать интернет-рекламу;
- требования к способам размещения рекламы в сети Интернет;
- обязанность делать отчисления в бюджет с доходов от деятельности по распространению интернет-рекламы для потребителей в РФ (с 1 апреля 2025 г.).
Кто и в каком порядке направляет Роскомнадзору сведения об интернет-рекламе
Если реклама направлена на привлечение внимания российских потребителей, необходимо предоставлять информацию о ее размещении (обеспечить предоставление такой информации) в Роскомнадзор через оператора рекламных данных. Делать это обязаны отвечающие установленным критериям (ч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе):
Информацию необходимо предоставить оператору рекламных данных в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором реклама была распространена. Указанная обязанность не распространяется на оператора социальной рекламы (ч. 3 — 5 ст. 18.1 Закона о рекламе, п. 10 Правил взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных). Операторы в свою очередь передают такие данные в Роскомнадзор в установленном порядке (ч. 9 ст. 18.1 Закона о рекламе).
За полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее передачи отвечают рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, операторы рекламных данных (ч. 9, 11 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Состав информации о распространенной в Интернете рекламе, которую учитывает, хранит и обрабатывает Роскомнадзор, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р. К ней не относятся (пп. «а», «б» п. 1 указанного Состава информации):
- информация о рекламе собственных товаров рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, распространяемой ими и (или) лицами, входящими с ними в одну группу лиц, которая направляется по электронной почте или в виде электронных сообщений через Интернет группам пользователей;
- сведения о рекламе, которая распространяется (была распространена) в Интернете в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием (в той же последовательности, форме и объеме), а также сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы, распространивших такую рекламу в Интернете (организовавших ее распространение).
Для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы предусмотрена административная ответственность по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ за непредставление (необеспечение представления), несвоевременное представление в Роскомнадзор информации о распространенной в Интернете рекламе либо за представление неполной, недостоверной, неактуальной информации. Например, штраф для юрлиц составит от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс