Инспекционный визит
Инспекционный визит — это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта, в ходе которого могут совершаться: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
По общему правилу инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. При этом внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. п. 3 — 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре).
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день (п. п. 39, 40 Положения, ст. 70 Закона о контроле (надзоре)).
Рейдовый осмотр
Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель (иное лицо), в соответствии с положениями ст. 71 Закона о контроле (надзоре). Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре).
В ходе рейдового осмотра могут совершаться, в частности, следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день (п. п. 41, 42 Положения, ст. 71 Закона о контроле (надзоре)).
Документарная проверка
Документарная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 72 Закона о контроле (надзоре). Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры (ч. 9 ст. 72 Закона о контроле (надзоре)).
Особенностью документарной проверки является то, что инспектором исследуются представленные работодателем документы и содержащиеся в них сведения, связанные с целью, задачами и предметом проверки, без выезда к работодателю. При документарной проверке могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.
Непосредственно перед началом проведения документарной проверки инспектором рассматриваются уже имеющиеся в ГИТ документы работодателя и сведения о них (акты предыдущих проверок, ранее выданные предписания и иные материалы). В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме. Работодатель в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет должностному лицу инспекции указанные документы и (или) сведения (ч. 4 ст. 72 Закона о контроле (надзоре)).
Одновременно с запросом работодателю направляется заверенная печатью копия решения руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если выполняются условия, указанные в ч. 4, 5 ст. 21 Закона о контроле (надзоре).
До 31.12.2023 информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со ст. 21 Закона о контроле (надзоре) могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (ст. 21, ч. 9 ст. 98 Закона о контроле (надзоре)).
Срок документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Федеральной службе по труду и занятости или ее территориальных органах документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган (ч. 7 ст. 72 Закона о контроле (надзоре), п. 46 Положения).
По результатам рассмотрения документов, позволяющих сделать выводы о наличии бесспорного нарушения, составляется акт проверки.
Выездная проверка
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре) (п. 49 Положения).
Выездная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 73 Закона о контроле (надзоре). В ходе выездной проверки могут совершаться: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза (п. п. 47, 48 Положения).
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
О проведении выездной проверки работодатель уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала. Проверка может проводиться только тем инспектором труда, который непосредственно указан в решении о проведении проверки.
Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению внеплановой проверки (например, не допустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц по ст. ст. 19.4, 19.4.1 КоАП РФ.
Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней (в отношении малого предпринимательства — 50 часов, для микропредприятия — 15 часов). Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (п. 49 Положения).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс