Правительство РФ на основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установило преимущество российских товаров и работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, по отношению к иностранным товарам и работам (услугам), которые выполняются (оказываются) иностранцами (п. 1 Постановления N 925). Кроме того, в дополнение к такому преимуществу оно определило минимальную долю закупок российских товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами.
Преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок. По общему правилу это 15% от цены, предложенной участником. Исключение — закупка радиоэлектронной продукции, интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (например, систем учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющегося компонентом таких систем. В этом случае преимущество предоставляется в размере 30% (п. п. 2, 2.1, 3, 3.1, 4, 4.1 Постановления N 925).
Учтите также, что Постановление N 925 необходимо применять в случаях, которые не противоречат положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-03-08/3829).
Наряду с отечественными товарами (работами, услугами) преимущества предоставляются товарам (работам, услугам) из ЕАЭС. Данная позиция отражена в Письмах ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19, Минфина России от 06.11.2019 N 24-03-07/85221, Минэкономразвития России от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4261.
Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. Для этих целей включите в документы закупки требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара. При этом не требуйте подтверждающих документов, достаточно того, что участник укажет в заявке. Принадлежность участника к стране определяйте на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на основании документа, удостоверяющего личность, если участник закупки — физическое лицо (п. 5 Постановления N 925).
Механизм предоставления преимущества различается в зависимости от способа закупки и предмета закупки.
- Преимущества при проведении аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену.
При заключении договора цена победителя снижается (п. п. 3, 3.1 Постановления N 925):
- на 30%, если закупаются радиоэлектронная продукция, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО из единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, отсутствующие в таких реестрах;
- на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил иностранные товары.
Если цена снижена до нуля и торги прошли на право заключить договор, то победитель, предложивший иностранный товар (предложивший выполнить работу, оказать услугу с привлечением иностранных лиц) или отсутствующие в реестрах радиоэлектронную продукцию, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющееся компонентом указанных систем, заплатит больше на 15% или 30% соответственно, чем он предложит (п. п. 4, 4.1 Постановления N 925).
Преимущества при проведении конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.
Цена участника, предложившего отечественные товары (работы, услуги), снижается для оценки и сопоставления заявок (п. п. 2, 2.1 Постановления N 925):
- на 30%, если закупаются радиоэлектронная продукция, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, содержащиеся в таких реестрах;
- на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил товар российского происхождения.
Договор по результатам таких закупок заключается по цене, предложенной победителем.
Указанные правила не применяются в следующих ситуациях (п. 6 Постановления N 925):
- закупка не состоялась и подана только одна заявка;
- все заявки содержат предложение к поставке только российской продукции;
- все заявки содержат предложение к поставке только иностранной продукции;
- заявка участника конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержит предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля последней в стоимостном выражении равна или превышает 50%;
- заявка участника аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену, содержит предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля последней в стоимостном выражении равна или не превышает 50%.
Для предоставления приоритета включите в ваше положение, а также в документацию о проведении закупки в полном объеме сведения, перечисленные в п. 5 Постановления N 925.
Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником нельзя менять страну происхождения товара. Исключением является только случай, когда иностранный товар меняется на товар из стран ЕАЭС, при этом характеристики новых товаров качественно не хуже товаров, изначально указанных в договоре (пп. «и» п. 5 Постановления N 925).
Учтите, что положения п. п. 5, 6 Постановления N 925 распространяются и на закупки товаров из реестра (Письмо Минфина России от 06.11.2019 N 24-03-07/85221).
Минимальная доля закупок российских товаров
Правительство РФ определило минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
По мнению Минпромторга России, для достижения минимальной доли закупок российских товаров им следует предоставить приоритет в порядке, предусмотренном положением о закупке. Кроме того, в документации о закупке в этом случае надо установить требование о том, что участник представляет в заявке информацию о нахождении товара в одном из указанных реестров.
Ответственность за несоблюдение названных квот, порядок соответствующих контроля и отчетности пока не установлены.
Рекомендуем предусмотреть в положении о закупке особенности проведения закупок, направленных на достижение минимальной доли. При этом учтите, что для российских товаров установлен лишь приоритет над иностранными — запрещать или ограничивать допуск иностранных товаров нельзя.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс