Сформируйте объект закупки или лоты (при проведении закрытых аукциона и конкурса)
Формируйте закупку исходя из ваших потребностей с учетом необходимости обеспечения конкуренции.
При формировании объекта закупки учтите, что при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона могут выделяться лоты (ч. 14 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Определите, можно ли включить необходимые вам продукты в один объект закупки.
По общему правилу нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. При формировании объекта закупки ориентируйтесь на потребительское назначение как продуктов питания, так и услуг по организации питания. ФАС России указывает, что нельзя объединять, например, поставку молочной и мясной продукции.
Включение в один объект закупки не связанных между собой товаров или услуг повлечет риск штрафа.
Проверьте, не ограничиваете ли вы конкуренцию.
Сокращение числа потенциальных поставщиков (исполнителей) приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и рискам оспаривания процедуры определения поставщика. Проанализируйте, существуют ли производители конкретных продуктов питания, способные осуществить поставку по всему объекту закупки единовременно.
Так, например, ФАС России оценивает конкурентный рынок производителей продуктов детского питания и указывает, что при включении широкого ассортимента продуктов в один объект закупки вы рискуете ограничить конкуренцию.
Определите НМЦК
Расчет и обоснование НМЦК при закупке продуктов питания производите в обычном порядке, закон не содержит специальных требований. Используйте приоритетный метод — метод сопоставимых рыночных цен.
Если количество товара (объем услуг) невозможно определить, то вместо НМЦК укажите начальную цену единицы товара (услуги), начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В этом случае обосновать надо цену единицы товара (услуги) (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Выберите способ определения поставщика
При выборе способа закупки пищевых продуктов и услуг по организации питания опирайтесь на общие положения и ограничения закона:
- аукцион.
По общему правилу вы обязаны закупать продукты питания и услуги по организации питания с использованием аукциона, поскольку они включены в аукционный Перечень (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Есть исключение: аукцион необязателен при закупке услуг, имеющих код 56.10 или 56.21 ОКПД2 и указанных в сноске <5> к аукционному Перечню;
- иной способ закупки с учетом соответствующих требований Закона N 44-ФЗ.
Например, вы можете провести электронный запрос котировок при НМЦК (максимальном значении цены контракта) не более 3 млн руб. При этом по общему правилу таких закупок в год можно проводить на сумму не больше 20% от СГОЗ или не более 100 млн руб., если СГОЗ в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб. (ч. 24 ст. 22, п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: если для закупки поставки пищевых продуктов или оказания услуг питания выбраны торги, вы вправе присоединиться к другим заказчикам для проведения совместной закупки. Потребность в товарах и услугах при этом должна в точности совпадать.
Как определить поставщика продуктов или исполнителя услуг по организации питания
При подготовке к проведению процедуры определения поставщика вам следует свериться, не закупаете ли вы товары и услуги, предусмотренные каким-либо из специальных перечней. Такой предмет закупки может повлечь необходимость предъявить дополнительные требования и ограничения.
Опишите предмет закупки и исчерпывающие требования к участникам и их заявкам в извещении, документации (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) и проводите процедуру в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ.
Описание объекта при закупке продуктов питания
Опишите вашу потребность в продуктах питания, указав, в частности:
- полное наименование продуктов;
- характеристики закупаемых продуктов.
Устанавливайте функциональные, качественные и технические характеристики в соответствии со стандартами, ГОСТами, техрегламентами и иными нормативными документами, определяющими требования к качеству и безопасности конкретных пищевых продуктов, их упаковке и хранению. Если вы не применяете такие документы, то обязательно приведите соответствующее обоснование в описании объекта закупки. К функциональным характеристикам продуктов питания можно отнести, например, пищевую ценность, внешние признаки (цвет, вкус, форма, состояние), наличие переработки (обработки). Следует учитывать, что продукция, которая подверглась заморозке или охлаждению, переработанной не является (Письмо Минсельхоза России от 02.07.2020 N 4/1045);
- необходимое количество (если его невозможно определить, учтите требования ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
- место поставки;
- иные сведения в зависимости от специфики закупаемых продуктов.
Здесь учтите, например, положения типового контракта (в части, не противоречащей положениям Закона N 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ), который применяется до утверждения Правительством РФ типовых условий контракта (ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ), требования Минэкономразвития России и разъяснения Минсельхоза России, касающиеся установления остаточного срока годности: его необходимо определять в конкретных периодах либо точной датой.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс