История каждого товарного знака начинается с его создания. Однако этот процесс можно назвать, скорее, творческим, а значит, его невозможно (или практически невозможно) ограничить законодательными рамками и четко описать в книге. В юридических трудах создание товарного знака обычно упоминается лишь в контексте особенностей бухгалтерского учета подобных действий
Нашего внимания заслуживает прежде всего именно регистрация товарного знака как процесс, непосредственно начинающий «юридическую жизнь» товарного знака. Через раскрытие правил регистрации товарного знака также можно установить особенности его создания.
Правила регистрации товарных знаков установлены в Гражданском кодексе РФ, а также в Приказе Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482.
В частности, подпар. 3 § 2 гл. 76 ГК РФ определяет основы осуществления этого процесса.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (ст. 1480 ГК РФ, пп. 5.11.1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 218).
Документом, подтверждающим регистрацию товарного знака в реестре, является свидетельство, выдаваемое Роспатентом. Этот документ удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481 ГК РФ).
Упомянутый выше Приказ Минэкономразвития России представляет собой подробную инструкцию по регистрации товарного знака и содержит, в частности:
- Правила рассмотрения заявки;
- Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы;
- Порядок преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот;
- Перечень сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), в форме свидетельства на коллективный знак.
Регистрация товарного знака начинается с подачи в Роспатент соответствующей заявки. Форма заявки на регистрацию товарного знака утверждена рассматриваемым Приказом. Мы приводим ее в Приложении N 3.
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов.
После подачи заявки Роспатент осуществляет формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения) (п. 1 ст. 1497 ГК РФ).
В период проведения экспертизы заявки на товарный знак заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов (п. 2 ст. 1497 ГК РФ).
Согласно п. 3 указанной статьи подобные изменения можно вносить до государственной регистрации товарного знака или до принятия решения об отказе в его государственной регистрации. В этот период могут вноситься изменения «сведений о заявителе, в том числе в случае передачи или перехода права на регистрацию товарного знака либо вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок». Соответствующие формы заявлений установлены Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482.
В соответствии с п. 13 Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет 18 месяцев и 2 недели. При необходимости этот срок может быть увеличен.
Вместе с тем в законе установлено, что формальная экспертиза проводится в течение месяца (ст. 1498 ГК РФ), а максимальный срок комплексной экспертизы заявленного обозначения составляет 12 месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы (п. 100 указанного Административного регламента).
По результатам экспертизы должно быть вынесено одно из двух возможных решений: о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации.
Срок регистрации товарного знака составляет не более месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него (п. 1 ст. 1503 ГК РФ). Также максимум месяц должна занимать выдача свидетельства на товарный знак (п. 1 ст. 1504 ГК РФ).
Разбирая процесс регистрации товарного знака, считаем необходимым остановиться на вопросе определения тех товарных знаков, государственная регистрация которых не допускается в соответствии с п. 3 ст. 1483 ГК РФ.
Так, в п. 3 ст. 1483 ГК РФ установлено следующее:
«Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали».
Запрет, указанный в п. 1 данного перечня, основан на нормах международного права. В соответствии с п. 3 ч. «b» ст. 6.quinquies Парижской конвенции товарные знаки, подпадающие под действие этой статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными в случае, «если знаки противоречат морали или публичному порядку и, в особенности, если они могут ввести в заблуждение общественность. Подразумевается, что знак не может рассматриваться как противоречащий публичному порядку по той единственной причине, что он не соответствует какому-либо положению законодательства о знаках, за исключением случая, когда само это положение касается публичного порядка».
Данное положение раскрывается в п. 37 Правил рассмотрения заявки. В нем установлено, что «при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности».
Что касается невозможности зарегистрировать в качестве товарных знаков обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, то в данной сфере также имеется обширная практика Роспатента.
В п. 37 Правил рассмотрения заявки установлено, что «при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии».
Отдельного внимания заслуживает дискуссия между заявителем (индивидуальным предпринимателем Г.) и Палатой по патентным спорам относительно заявки на регистрацию товарного знака. Приведенные в дальнейшем цитаты взяты из заключения Палаты по патентным спорам от 13.10.2017 (приложение к решению Роспатента от 10.11.2017 по заявке N 2016704323).
По результатам первоначальной экспертизы определено, что «включенное в заявленное обозначение слово «Епонский» представляет собой искаженное написание слова «ЯПОНСКИЙ», то есть выполнено с нарушениями правил орфографии русского языка, в связи с чем регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака может быть признана противоречащей общественным интересам».
На основании заключения по результатам экспертизы Роспатент принял решение об отказе в государственной регистрации товарного знака.
Однако заявитель, не согласившись с решением Роспатента, обратился в Палату по патентным спорам с доводами о том, что «использование неологизмов, словотворчества, комбинации различных словесных элементов с использованием их оригинального графического исполнения является распространенной маркетинговой практикой, направленной на увеличение различительной способности обозначения и лучшего его запоминания потребителем, как некой словесно-графической фантазии или игры слов. Такой прием не нарушает общественные интересы, так как стал привычным для потребителей и никоим образом не сказывается на степени уважения россиян к своему языку и правилам его орфографии».
Ссылаясь на некоторые судебные решения, заявитель также посчитал, что «нарушение правил орфографии может противоречить общественным интересам только в том случае, если указанное нарушение может вызвать возмущение членов общества (см. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 23.07.2014 N С01-592/2014 по делу N СИП-322/2013), или если обозначение воспринимается как написанное с умышленным искажением известного слова (см. решение Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2015 по делу N СИП-74/2015), или когда есть все основания полагать, что написание слова и в целом обозначения будет восприниматься потребителем как написанное с умышленной ошибкой или с умышленным искажением известного топонима, что вызывает негативные эмоции».
Однако Палата по патентным спорам пришла к следующему выводу: «Заявитель не представил убедительных доводов в защиту своих аргументов о том, что данное обозначение не будет вызывать негативных эмоций у потребителя».
В регистрации товарного знака отказано на основании следующих аргументов.
«Заявленное обозначение включает в себя словесные элементы «Епонский городовой», созвучные с широко известным словосочетанием «Японский городовой». Включение в заявленное обозначение изобразительных элементов, в том числе красного круга, являющегося частью национального флага Японии, которые, по мнению заявителя, должны вызвать у потребителя ассоциации с Японией, свидетельствует о том, что в данном случае имеет место умышленное искажение слова «Японский».
Соответственно, написание слова «Епонский» и в целом словосочетания «Епонский городовой» будет восприниматься потребителем как написанное с ошибкой или с искажением известное выражение «Японский городовой».
Ссылку заявителя на маркетинговую практику использования неологизмов, словотворчества, комбинации различных словесных элементов, выполненных в оригинальном… графическом исполнении, нельзя признать убедительной, поскольку в данном случае имеет место прямое искажение правописания известного слова».
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс