Законодательство
Бухгалтерская отчетность за 2024 год: ФНС напомнила о сроках и форматах сдачи сведений для ГИРБО
Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно направить не позднее 31 марта 2025 года, используя форматы из приказа ФНС.
Налоговики отметили: для подачи аудиторского заключения отдельно от форм бухотчетности применяют формат из другого приказа. Название файла должно начинаться с «NO_BUHAZ». Такие же требования предъявляются к формату наименования файла пояснительной записки к балансу и отчету о финансовых результатах.
Информация ФНС России от 07.03.2025
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
ФНС обновила контрольные соотношения для декларации по УСН
Ведомство направило контрольные соотношения, в которых учтены налоговые поправки (порог доходов для применения УСН в размере 450 млн руб. и др.). Соотношения пригодятся при подаче декларации за 2024 год и в последующие отчетные кампании с 2025 года.
Письмо ФНС России от 28.12.2024 N СД-4-3/14759@
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Проверка применения ККТ и выдачи чеков в общепите с 1 марта 2025 года: ФНС дала рекомендации
Теперь при расчетах за услуги общепита кассовый чек (БСО) нужно печатать после того, как клиент попросит счет, но до момента оплаты. Однако внешнее ПО для реализации нового подхода пока не готово. Срок подготовки и внедрения может занять 3 – 4 месяца.
ФНС поручила инспекциям в этот период не проверять соблюдение новых правил, а рассказывать о них налогоплательщикам.
Письмо ФНС России от 25.02.2025 N АБ-4-20/1906@
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Требование налоговой инспекции представить оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов суд счел незаконным
Для проверки вычетов по НДС инспекция затребовала оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов по контрагентам и документы по инвентаризации. За их непредставление организацию оштрафовали. Налогоплательщик оспорил штрафы.
Инспекция привела такие доводы:
- организации обязаны вести регистры бухучета. В силу ст. 54 и 313 НК РФ при выездной проверке инспекция вправе изучить их;
- налогоплательщик обязан подтверждать вычеты первичкой. Перечень истребуемых документов – не закрытый. Это может быть как первичка, так и документы бухгалтерского или иного учета;
- неподача при проверке регистров, подтверждающих принятие к учету товаров (работ, услуг), имущественных прав, влечет отказ в вычетах.
Организация полагала: оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов (в разрезе субсчетов) – не первичка. Налоговое законодательство и требования бухучета не предусматривают их обязательного составления. Эти документы не подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов, не служат основанием для их расчета.
Суд поддержал организацию, указав на следующее:
- организация не использовала субсчета и не вела в их разрезе оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов. Инспекция не обосновала обязательность применения субсчетов. Возникновение при анализе поданных документов сложностей, связанных со способом ведения бухучета, – не основание для наложения штрафа;
- приказы о проведении инвентаризации, акты о ее результатах, инвентаризационные описи и ведомости не подтверждают факт наличия и дату возникновения долга перед контрагентом;
- налоговики не привели ссылок на нормативные или локальные акты, подтверждающие наличие обязанности вести затребованные регистры;
- инспекция не пояснила, как установила количество документов, запрошенных в одном из требований. Штраф налагают за неподачу каждого документа. Если инспекция не определила их число, штрафа нет.
Постановление 17-го ААС от 05.02.2025 по делу N А60-40063/2024
Арбитражные апелляционные суды
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»