Законодательство
Внутренний контроль в учреждении: Минфин дополнил стандарт об учетной политике
Ведомство скорректировало СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Закрепили основные моменты для утверждения положения о внутреннем контроле учреждения, например:
- внутренний контроль нужно проводить на основе рискориентированного подхода;
- затраты на организацию внутреннего контроля не должны превышать его полезность;
- мероприятия внутреннего контроля нужно определять в учетной политике по перечню рисков или реестров бюджетных рисков.
Новшества нужно применять с 2027 года.
Приказ Минфина России от 14.02.2025 N 15н
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Расторжение госконтракта: Минфин пояснил учреждениям порядок учета
В соответствии с Законом 44-ФЗ контракт можно расторгнуть:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- в одностороннем порядке по гражданскому законодательству.
В этих случаях (если контракт был заключен по итогам конкурентных закупок) в бюджетном учете способом «Красное сторно» нужно провести такие проводки:
- «Дебет 0 502 07 000», «Кредит 0 502 01 000»;
- «Дебет 0 502 07 000», «Кредит 0 501 03 000».
Если контракт заключают со вторым участником закупки, то бюджетные обязательства следует учесть как принятие обязательств при конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 02-06-09/19776
Разъясняющие письма органов власти (бюдж.орг.)
Судебная практика
Нецелевое использование средств ОМС: суды могут снизить штраф
Законом предусмотрено, что за нецелевое использование средств ОМС медицинское учреждение должно уплатить штраф в размере 10% суммы. Однако суды нередко уменьшают этот размер. Так, недавно 7-й ААС уменьшил штраф в 10 раз, а 17-й ААС – в 7 раз.
Среди смягчающих обстоятельств суды отмечали:
- социально значимый вид деятельности;
- статус медучреждения;
- степень вины медучреждения.
При этом 17-й ААС также ссылался на возможность снизить санкции как несоразмерную неустойку по ГК РФ.
К аналогичным выводам суды уже приходили. Причем ВС РФ отказывался их пересматривать. Отметим также, что, по мнению судов, заявления или ходатайства медицинского учреждения для уменьшения размера штрафа не требуется.
Постановление 7-го ААС от 03.04.2025 по делу N А67-9418/2024
Постановление 17-го ААС от 21.04.2025 по делу N А50-23976/2023
Арбитражные апелляционные суды
Суды вновь напомнили: материальное стимулирование нужно учитывать при расчете отпускных госслужащих
Недавно 1-й КСОЮ и 7-й КСОЮ рассмотрели похожие споры: чиновники пытались взыскать с нанимателей невыплаченные отпускные, в т.ч. компенсации за неиспользованный отпуск. Суды были единодушны в таком решении: материальное стимулирование нужно было учитывать при расчете.
При этом взыскать служащие смогли только те суммы, которые должны были получить за год, предшествовавший обращению. Суды ссылались на годичный срок по ТК РФ и считали, что чиновники должны были узнать о нарушениях в расчетах при выплате спорных сумм.
К подобному выводу в конце 2024 года приходили, например, 1-й КСОЮ и 6-й КСОЮ.
Определение 1-го КСОЮ от 25.03.2025 N 88-6684/2025
Определение 7-го КСОЮ от 06.03.2025 N 88-1601/2025
Кассационные суды общей юрисдикции
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»