Законодательство
Минфин разработал проект с изменениями ряда постановлений правительства о госзакупках
Планируют уточнить правила изменения существенных условий контрактов, определить особенности госзакупок в периоды нерабочих дней. Кроме того, скорректируют подзаконные акты с учетом последних оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ.
Так, уточнят цены контрактов, существенные условия которых можно менять при невозможности исполнения по объективным причинам. Цена 100 млн руб. и выше будет:
– для контрактов жизненного цикла на срок не менее 3 лет для федеральных и региональных нужд, не менее 1 года для муниципальных нужд;
– «строительных» контрактов жизненного цикла (например, на проектирование или реконструкцию объекта капстроительства) на срок не менее 1 года;
– контрактов на выполнение НИОКР.
Особенности госзакупок в нерабочие дни для 2020 года будут действовать и в последующие годы. Также скорректируют правила автоматического переноса срока подачи предложений о цене контракта. Не станут переносить даты торгов при любых открытых электронных аукционах.
Проект постановления Правительства РФ (офлайн/онлайн)
Проекты правовых актов
Минфин разъяснил, как проводить госзакупки и закупки по Закону № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в нерабочие дни
Госзакупки
Заказчикам порекомендовали продлить сроки подачи заявок, которые исчисляются в рабочих днях и включают нерабочие дни. Сделать это нужно так, чтобы у участников было минимум столько же рабочих дней, сколько требуется обычно (п. 1.1 Письма).
Операторы электронных площадок должны перенести сроки подачи окончательных предложений на открытых электронных конкурсах и даты проведения электронных аукционов на рабочие дни. Новые сроки установят с учетом переноса дат рассмотрения первых частей заявок и требований ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ. Если в документацию строительного аукциона включен проект, срок проведения торгов останется прежним (п. п. 1.2 и 1.3 Письма).
Не требуется менять в извещении, документации и на электронной площадке сроки рассмотрения вторых частей заявок на открытый конкурс или аукцион (п. 1.4 Письма).
Прочие действия (например, рассмотрение и оценку заявок, заключение контракта) можно выполнять как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (п. 1.5 Письма).
Участники смогут подать заявки и представить их обеспечение в нерабочие дни, поскольку банки и операторы электронных площадок продолжат взаимодействовать в обычном режиме (п. 1.6 Письма).
Закупки по Закону № 223-ФЗ
Порекомендовали продлить сроки подачи заявок, которые исчисляются в рабочих днях и включают нерабочие дни. У участников должно быть минимум столько же рабочих дней, сколько и при обычных условиях (п. 2.1 Письма).
Прочие действия (например, рассмотрение и оценку заявок, заключение договора, внесение информации в реестр договоров) можно выполнять как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (п. 2.3 Письма).
Участники смогут подать заявки и представить их обеспечение в период нерабочих дней, поскольку банки и операторы электронных площадок продолжат взаимодействовать в обычном режиме (п. 2.2 Письма).
Письмо Минфина России от 25.10.2021 № 24-03-05/86049 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
ВС РФ: поставщик может взыскать расходы на хранение товара, если госзаказчик вовремя его не принял
Стороны заключили контракт на поставку и установку оборудования. По его условиям заказчик должен подготовить помещение, чтобы смонтировать товар. Поставщик направил ему технические условия для размещения оборудования в соответствии эксплуатационной документацией.
Поставщик хотел исполнить обязательства в срок, но помещение не подготовили. Это сделали лишь через несколько месяцев. Поскольку товар вовремя не приняли, его пришлось хранить на специальном складе. Поставщик требовал, в частности, возместить эти расходы.
Заказчик отказал в оплате: поставщик несколько раз менял технические условия. Исходные данные изначально недостоверные. Убытки возникли по его вине.
Суды поддержали требования:
– технические условия не меняли, а уточняли. Сведений об их корректировке в акте проверки готовности помещения к работам нет;
– в контракте есть срок поставки товара. Значит, к нему нужно подготовить помещение. Поскольку этого не сделали, поставщик не смог передать и установить оборудование. Товар пришлось хранить на складе. Это убытки, которые возникли по вине заказчика.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Определение ВС РФ от 18.10.2021 № 304-ЭС21-18549 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов