Законодательство
С 31 мая 2025 года при расчете объемов закупок у СМП и СМСП отдельные сделки учитывать не надо
При определении объема закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ из СГОЗ станут исключать, например, такие контракты:
- на приобретение лекарств и медицинских изделий заказчиками с годовым объемом закупок таких товаров на сумму 20 млн руб. и выше;
- на приобретение продукции из перечня наркотических средств и психотропных веществ.
Сделки по итогам закупок наркотических средств и психотропных веществ из указанного перечня не будут учитывать также заказчики по Закону N 223-ФЗ при расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме договоров.
Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 N 708
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
В соответствии с проектом участников, которые не соответствуют, например, единым требованиям или предоставили ложную информацию о своем соответствии таковым, будут отстранять от закупки не позже даты подведения итогов (п. 1 ст. 1 проекта).
Сейчас в подобных ситуациях участника нужно отстранить от закупки в любой момент до заключения контракта.
Если такое несоответствие установят после подведения итогов, но до заключения контракта, заказчик должен отказать участнику в заключении сделки. То же потребуется сделать в случае, если в заявке обнаружат любые недостоверные сведения или документы (п. 1 ст. 1 проекта).
Пока у заказчика нет оснований отказаться от заключения контракта, если участник предоставил недостоверные данные, в частности о своем опыте, набрал из-за этого большее число баллов при оценке заявок и победил в закупке.
В Законе N 44-ФЗ закрепят и общее правило: за недостоверность информации и документов в заявке, а также за действия, которые совершили на их основании, отвечает участник закупки (п. 2 ст. 1 проекта).
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта).
Проект Федерального закона N 504954-8
Законопроекты
Судебная практика
Суд решил: незаконное отклонение заявки – не повод взыскать убытки с госзаказчика и контролеров
Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества за несоответствие дополнительным требованиям. Суд признал их решение недействительным, а отклонение заявки – безосновательным.
Общество сочло, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.
Три инстанции пришли к выводу, что между действиями заказчика, контролеров и неполучением дохода нет связи, поскольку:
- участие общества в закупке не означает, что именно общество станет победителем. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку это многоэтапная процедура;
- признание решения контролеров недействительным не доказывает, что отклонение заявки повлекло упущенную выгоду. Суд не сделал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;
- повторно заявки не рассматривали. Однако и их повторное рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;
- деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;
- чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие расходы на исполнение контракта учитывало бы в случае, если бы его заключили. Общество не доказало факт наличия возможности получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;
- общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, а потому его размер нельзя точно определить.
Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2025 по делу N А56-7281/2024
Арбитражные суды округов
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»