Судебная практика
По Закону N 223-ФЗ заказчики могут создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности
Заказчик проводил среди СМСП закупку услуг по дезинфекции вагонов. В числе прочего он требовал, чтобы участники при подаче заявок имели:
— компетентный штатный персонал – минимум 50 человек;
— опыт оказания аналогичных услуг – минимум 30% НМЦД.
Эти условия есть в положении и в документации о закупке. Контролеры сочли их включение незаконным:
— недостаток работников не влияет на качество исполнения договора. Такое требование влечет лишние финансовые обязательства для участника. Дополнительный персонал можно нанять при исполнении договора;
— показатель стоимости опыта услуг завышен. СМСП не смогут его подтвердить. Это ограничение конкуренции.
Первая инстанция поддержала контролеров. Апелляция и кассация заняли другую позицию:
— по Закону N 223-ФЗ заказчики вправе формировать свою систему закупок в зависимости от специфики деятельности. Это соответствует задачам Закона: выявлять победителя, заключение договора с которым позволит наиболее эффективно использовать финансы и наиболее полно удовлетворять потребности заказчика;
— разумность требований в закупке не может выступать самостоятельным предметом оценки контролеров. Их несогласие с условиями тендера не означает, что в действиях заказчика есть нарушения. Это не повод вмешиваться в его закупочную деятельность;
— в закупке можно устанавливать максимально конкретные критерии допуска заявок, чтобы исключить субъективный подход при их оценке;
— потребности заказчика – определяющий фактор в выборе оценочных критериев. Их установление на конкуренцию не влияет;
— дополнительные требования к участникам гарантируют, что победитель качественно исполнит обязательства по договору.
Постановление АС Уральского округа от 21.01.2022 по делу N А60-11172/2021 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов
При замене некачественного товара нельзя взыскать штраф за ненадлежащее исполнение госконтракта
При приемке заказчик выявил, что товара не соответствует в том числе по качеству, и попросил устранить недостатки.
После того как поставщик это сделал, заказчик принял товар без замечаний и потребовал выплатить пени за просрочку поставки, а также штраф за некачественный товар. Поставщик пени признал, но со штрафом не согласился: он устранил все недостатки товара, который приняли без замечаний. Суды трех инстанций поддержали поставщика:
— обязательства по контракту поставщик исполнил, хотя и с просрочкой;
— поставка некачественного товара с последующей заменой не является основанием для взыскания штрафа. Надлежащего качества поставщик достиг, интересы заказчика удовлетворил;
— пени за просрочку и штраф за неисполнение обязательств можно взыскать вместе, если нарушение стало основанием для одностороннего отказа от контракта. В данном случае такого отказа нет.
ВС РФ пересматривать дело не стал.
Определение ВС РФ от 20.01.2022 N 304-ЭС21-26643 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов
Только одна заявка отвечает условиям закупки по Закону N 223-ФЗ – оснований не заключать договор нет
Заказчик признал закупку несостоявшейся и объявил ее заново, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Такое право он установил в положении и в документации о закупке. Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.
Заказчик среди прочего пояснил: он отказался от заключения договора с участником и объявил новую закупку затем, чтобы обеспечить конкуренцию.
Суды трех инстанций поддержали контролеров:
— договор с участником следовало заключить, поскольку его заявка соответствовала как обязательным, так и квалификационным требованиям к закупке. Последняя же отвечала критериям конкурентной процедуры. По ее итогам сделку надо заключать даже при наличии одной надлежащей заявки;
— деятельность заказчика по Закону N 223-ФЗ регулируется не только положением о закупках, но в том числе и нормами ГК РФ, которые не предусматривают права на отказ от заключения договора с победителем. Положение не должно противоречить законодательству;
— возможность отказа нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку создает незаконные преимущества для заказчика.
ВС РФ пересматривать дело не стал.
Определение ВС РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов