Законодательство
Недостоверные сведения в заявках: с 1 января 2026 года у госзаказчиков появятся новые обязанности
Участников, которые не соответствуют, например, единым требованиям или предоставили ложную информацию о своем соответствии таковым, будут отстранять от закупки не позднее даты подведения итогов.
Сейчас в подобных ситуациях участника нужно отстранить от закупки в любой момент до заключения контракта.
Если такое несоответствие установят после подведения итогов, но до заключения контракта, заказчик должен будет отказать участнику в заключении сделки. То же потребуется сделать в случае, если в заявке обнаружат любые недостоверные сведения или документы.
Пока у заказчика нет оснований отказаться от заключения контракта, если участник предоставил недостоверные данные, в частности о своем опыте, набрал из-за этого большее число баллов при оценке заявок и победил в закупке.
В Законе N 44-ФЗ закрепят и общее правило: за недостоверность информации и документов, представленных в заявке, а также за действия, которые совершили на их основании, отвечает участник закупки.
Поправки заработают с 1 января 2026 года.
Федеральный закон от 07.06.2025 N 138-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 43 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Ошибки при исполнении госконтрактов и расчете НМЦК: обзор Казначейства за второе полугодие 2024 года
Ведомство выпустило обзор недостатков и нарушений, допущенных при закупках. Большинство из них было допущено при исполнении контрактов. В числе прочего заказчики:
- при отсутствии соответствующих оснований меняли условия сделок;
- принимали и оплачивали товары, работы, услуги, которые не соответствовали контракту;
- не требовали, чтобы контрагент уплатил неустойку за нарушение условий контракта;
- не соблюдали порядок и сроки приемки и оплаты товаров, работ, услуг.
Заказчики ошибались и при обосновании НМЦК. Так, для ее расчета методом анализа рынка они использовали информацию о ценах товаров, работ, услуг с условиями, несопоставимыми с условиями планируемой закупки.
"Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, во втором полугодии 2024 года"
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Кассация: заказчик по Закону N 223-ФЗ вправе снижать оценку заявок за факты наличия негативного опыта
УФАС признало необъективным порядок оценки заявок, по которому итоговое число баллов участника могли уменьшить за негативный опыт работы с заказчиком или с третьими лицами.
Три инстанции с решением контролеров не согласились, поскольку:
- основная цель Закона N 223-ФЗ – создание условий для удовлетворения потребностей заказчика. Заказчик сам определяет порядок проведения тендеров в положении о закупке;
- учет негативного опыта позволял выявлять недобросовестных контрагентов еще на стадии рассмотрения заявок. Участники сами предоставляли сведения о наличии у них такого опыта. Критерий оценки не был условием допуска, его применяли ко всем одинаково. Вес критерия – всего 5 баллов.
Суды также отметили: порядок оценки позволял заказчику выявить лучшее предложение и избежать несения существенных убытков из-за неисполнения или некачественного исполнения победителем своих обязательств по договору.
К сходным выводам приходил и АС Московского округа.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.05.2025 N Ф02-1471/2025 по делу N А33-28135/2023
Арбитражные суды округов
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»