Законодательство
УФАС напомнило: позицию дополнительных требований в госзакупке определяют с учетом проектной документации
Участник закупки пожаловался, что заказчик неправильно установил дополнительные требования. Согласно проектной документации, капремонт должны выполнить на линейном объекте, но заказчик выбрал позицию для объектов капстроительства.
Контролеры признали жалобу обоснованной. Проектную документацию разработали для линейного объекта, поэтому приобретали работы по его ремонту. Заказчик ошибочно установил дополнительные требования по позиции для объектов капстроительства.
В похожей ситуации Рязанское УФАС тоже нашло в действиях заказчика признаки нарушения. Проектную документацию составили для объекта капстроительства, а дополнительные требования установили по позиции для линейного.
Решение Татарстанского УФАС России от 15.06.2022 по делу N 016/06/31-917/2022 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Опубликовали закон о снижении порога для офсетных госконтрактов
С 9 июля уточнят особенности закупок по офсетным контрактам, например:
— с 1 млрд руб. до 100 млн руб. уменьшат минимальный объем инвестиций по такому контракту. Если его заключают для нескольких регионов, то с 2024 года объем составит не менее 400 млн руб.;
— закрепят обязательные условия офсетного контракта. Одно из них – максимальное количество товара (услуги), которое можно предоставить за год другим заказчикам региона напрямую. Оно не должно превышать 30% произведенной продукции (объема оказанной услуги). Требование станет обязательным начиная с 2024 года.
Также с 9 июля приобретать медицинские изделия и расходные материалы у единственного поставщика при соблюдении ряда условий смогут не только государственные или муниципальные медицинские организации, но и другие заказчики. Однако закупать лекарства по этому основанию запретят.
Приобрести медицинские изделия и расходные материалы можно будет и по правилам электронного магазина.
До конца года стороны смогут по соглашению корректировать количество в том числе таких товаров по контракту в пределах 30%.
Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
ВС РФ: скрытые работы надо оплатить, даже если госзаказчика не приглашали на их отдельную приемку
Стороны заключили контракт на выполнение работ. Заказчик оплатил их частично, поскольку скрытые работы выполнили без присутствия его представителей, а отдельного уведомления об их приемке он не получал.
Подрядчик пояснил, что о готовности скрытых работ заказчику сообщали, но его представители на приемку не прибыли, поэтому акты составили в одностороннем порядке.
Три инстанции взыскали оплату, поскольку:
— заказчика уведомили о выполнении скрытых работ в исполнительной документации, в которой были в том числе акты на их выполнение, но он от приемки этих работ уклонился, при этом замечаний к их качеству и объему не высказал;
— по контракту заказчик мог потребовать вскрыть результат вышеназванных работ, однако не сделал этого;
— закон и контракт не предоставляют заказчику права на отказ от оплаты скрытых работ, если он не получал отдельного приглашения на их приемку. Односторонний акт приемки он не оспорил.
ВС РФ пересматривать дело не стал.
Определение ВС РФ от 27.06.2022 N 305-ЭС22-10785 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов
Суды напомнили: начислять вместе пени и штраф можно только за разные нарушения госконтракта
Товар не поставили вовремя. Заказчик начислил пени за нарушение сроков поставки и штраф за неисполнение контракта. Впоследствии он получил выплату по гарантии.
Позднее поставщик выполнил обязательства и потребовал вернуть сумму штрафа: заказчик незаконно применил несколько видов ответственности за просрочку.
Суд его не поддержал. Претензию и требование по гарантии направили до момента поставки товара. Двойной ответственности нет, поскольку штраф удержали не за просрочку поставки, а за неисполнение контракта.
Апелляция решила иначе и взыскала с заказчика неосновательное обогащение. Требовать уплаты пеней и штрафа вместе можно только за разные нарушения. Товар поставили, а значит, была лишь просрочка. Начислять за это штраф по Закону N 44-ФЗ и по контракту нельзя.
Кассация такой подход поддержала.
Постановление АС Уральского округа от 16.06.2022 по делу N А76-2287/2021 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов