Законодательство
Изменение, расторжение госконтрактов, неконкурентные закупки через ЕИС: новшества с 1 апреля
С 1 апреля 2025 года соглашения об изменении и о расторжении контракта, заключенного по итогам проведения электронных процедур, нужно оформлять в цифровом формате. Для контрактов, заключенных до этой даты, правило применяют в том случае, если сделку провели через ЕИС и при ее исполнении не оформляли соглашение об изменении условий без использования системы.
Также с 1 апреля 2025 года в цифровом формате заключают сделки с единственным поставщиком по отдельным основаниям. Такая обязанность возникнет, например, при проведении неконкурентной закупки у учреждения или предприятия УИС товаров, работ, услуг из спецперечня.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Фактическая цена экспертизы оказалась выше, чем в смете, – суд не взыскал с госзаказчика доплату
Стороны заключили контракт на проведение инженерных изысканий и на подготовку проектной и рабочей документации. По условиям сделки, подрядчик проводит экспертизу за свой счет. Ее цену заложили в смету.
Подрядчик выполнил работы и заключил договор на проведение экспертизы, цена которой оказалась выше цены, определенной в контракте. Подрядчик оплатил экспертизу, получил положительное заключение и деньги по контракту.
Он обратился в суд, чтобы взыскать с заказчика разницу между стоимостью экспертизы по контракту и ее фактической ценой. Апелляция и кассация ему отказали, сославшись на следующее:
- контракт заключили на условиях извещения о закупке. Значит, подрядчик согласился в том числе и с выполнением обязанности провести экспертизу за свой счет по фиксированной цене, которую включили в цену контракта. Последняя же была твердой (неизменяемой). Закон N 44-ФЗ не содержит оснований увеличить цену в спорной ситуации;
- по контракту, провести экспертизу обязан подрядчик. Отказ заказчика от ее оплаты в повышенном размере нельзя считать нарушением контракта. В нем нет условия о том, что заказчик возмещает разницу в цене;
- подрядчик мог потребовать расторжения сделки из-за существенного изменения обстоятельств. Этой возможностью он не воспользовался и продолжал выполнять работы, а значит, сохранил право на оплату работ по твердой цене, которую заказчик полностью внес.
Постановление АС Уральского округа от 18.03.2025 по делу N А76-36931/2023
Арбитражные суды округов
Кассация: заказчик вправе требовать документы об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ
Участников конкурса обязали прилагать для оценки опыта помимо договоров еще и документы об их оплате (выписки из банка или копии платежных поручений).
Контролеры сочли подход заказчика незаконным.
Суды решили иначе:
- требование установили из соображений должной осмотрительности. Оно позволяло проверить реальное наличие опыта и снизить риски ненадлежащего исполнения обязательств;
- документы об оплате договоров предоставляли лишь для оценки квалификации. Условие было общим и не влияло на допуск участников к закупке.
Отметим, что в практике есть и другое мнение.
Постановление АС Московского округа от 17.03.2025 по делу N А40-109799/2024
Арбитражные суды округов
Аналитика
Обзор «Новые правила расчета НМЦК при госзакупках топлива: ФАС разъяснила спорные вопросы»
С 3 февраля 2025 года действует новый порядок определения НМЦК, цены контракта, заключенного с единственным поставщиком, и НЦЕ товара при закупках моторного топлива. ФАС опубликовала ответы на вопросы о расчетах. О некоторых разъяснениях читайте в обзоре.
Обзор «Новые правила расчета НМЦК при госзакупках топлива: ФАС разъяснила спорные вопросы»
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»