Нецелевое расходование средств | Компания «АПИ» | 05.11.2025

Нецелевое расходование средств

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

В соответствии с п. 3 Порядка N 209н <1> КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания. Элементы КОСГУ применяются при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. В связи с вышесказанным бытует мнение, что если будет установлен факт неверного отнесения расходов на подстатью КОСГУ, то это должно быть квалифицировано как нарушение методологии применения КОСГУ, но не как нецелевое использование бюджетных средств. Однако у судей иной подход к данному нарушению (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023). Рассмотрим его подробнее.

Суть выявленного нарушения

В сельском поселении была создана народная дружина для содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка. Для этих целей в 2021 — 2022 годах администрацией сельского поселения ежемесячно заключались договоры возмездного оказания услуг с частным лицом. В соответствии с названными договорами исполнитель обязуется по указанию заказчика оказывать транспортные услуги с 20.00 до 24.00 в течение месяца лично на принадлежащем ему автомобиле ВАЗ. Стоимость оказываемых услуг составляет 11 500 рублей. В стоимость услуг включаются расходы исполнителя на горюче-смазочные материалы и запасные части к автомобилю. Оплата производится путем перечисления денежных средств на лицевой счет исполнителя на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг после его подписания обеими сторонами в течение пяти рабочих дней.

В ходе проверки было выяснено, что администрацией сельского поселения не заключались договоры на перевозку пассажиров и багажа. Расходы, связанные с созданием условий для деятельности народных дружин, относились на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Контрольным органом данное нарушение было квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Главный бухгалтер администрации сельского поселения пояснила, что в Приказе Минфина России N 209н четко прописаны виды расходов КОСГУ. По вышеуказанным договорам возмездного оказания услуг осуществлялось дежурство добровольной народной дружины с использованием личного транспорта, поэтому затраты были отнесены на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ. Оплата по данным договорам производилась из бюджета сельского поселения.

По мнению учреждения, если установлен факт неверного отнесения расходов на подстатью КОСГУ, то он должен быть квалифицирован как нарушение методологии применения КОСГУ, но не как нецелевое использование бюджетных средств.

Решение суда

Суд, рассматривая спор, указал на следующее.

Согласно ч. 4 ст. 23.1 БК РФ порядок применения КОСГУ устанавливается Минфином. В настоящее время действует Порядок N 209н.

В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов при составлении и предоставлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности внешним пользователям используются коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи), утвержденные данным Порядком, не имеющие дополнительной детализации.

Подпункт 10.2.2 Порядка N 209н гласит, что на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе провозная плата по договорам перевозки пассажиров и багажа.

Подпунктом 10.2.6 Порядка N 209н по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ учитываются расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221225, 227229 КОСГУ, в число которых не входит оказание транспортных услуг.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4 БК РФ).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Возникает ли при неправильном применении кода КОСГУ «нецелевка»? (Мухин С.) («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2024, N 4) {КонсультантПлюс}