Организация подала в СФР сведения для назначения работнику пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Фонд назначил пособие. Позже контролеры потребовали вернуть переплату. Они установили, что сотрудник уволен, а работодатель не подал уведомление об утрате права на пособие.
Первая инстанция поддержала фонд. 14-й ААС с этим выводом не согласился. Страхователь подал форму ЕФС-1 об увольнении. Фонд при выплате пособия располагал сведениями об утрате права на него. После того как СФР получил эти сведения, он мог уточнить статус застрахованного и прекратить выплату.
💡 Суды часто поддерживают страхователей в похожих ситуациях. Однако 7-й ААС решил иначе. Он указал: нельзя признать состоятельным тот факт, что фонд знал об увольнении из ЕФС-1 и мог не допустить переплаты.
«Из представленных в материалы дела документов следует, что сведения формы ЕФС-1 для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержащие в том числе информацию о прекращении с 09.08.2024 трудовых отношений с Бокаревым В.С. (лист дела 47) получены отделением 09.08.2024, то есть в пределах трехдневного срока, предусмотренного частью 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, что ОСФР не оспаривается.
Отделение, как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица обязано было провести анализ первично поступивших сведений и исключить выплату пособия.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что отделение на момент принятия решения о выплате пособия по уходу за ребенком располагало сведениями о прекращении права застрахованного лица на получение данного пособия, но не предприняло необходимых действий по проверке обоснованности начислений и выплаты его Бокареву В.С., что привело к несению отделением необоснованных расходов в виде излишней выплаты пособия.
При этом доказательства того, что к моменту выплаты пособия за период с 10.08.2024 по 11.10.2024 отделение не могло проверить, имело ли место прекращение деятельности застрахованного лица и, соответственно, прекращение его права на получение пособия, в материалы дела не представлено.
Напротив, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений формы ЕФС-1 отделение не было лишено возможности уточнить статус застрахованного лица и принять решение о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества и несением ОСФР убытков в заявленной сумме, а также недобросовестности со стороны ответчика и вины общества.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований отделения».
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
