Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле (надзоре)) (ч. 5 ст. 73 Закона о контроле (надзоре), п. 49 Положения).
Предметом государственного контроля (надзора) ГИТ, в том числе в рамках внеплановой проверки, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных ч. 1, 3, 4 ТК РФ, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда (ч. 2 ст. 353 ТК РФ, п. 2 Положения).
Основания для проведения внеплановой проверки
Основаниями для проведения мероприятий внеплановой проверки Государственной инспекции труда могут быть (п. п. 1, 3 — 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о контроле (надзоре), п. 35 Положения):
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Закона о контроле (надзоре).
Полномочия инспектора труда при внеплановой проверке
Государственные инспекторы труда при проведении внеплановой проверки, в частности, вправе (ст. 357 ТК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона о контроле (надзоре)):
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок и сроки проведения внеплановой проверки
Как указано выше, такие мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, осуществляются только на внеплановой основе (абз. 8 п. 35 Положения).
Период, охватываемый контрольными (надзорными) мероприятиями в рамках внеплановой проверки государственной инспекцией труда, нормативно не определен.
Таким образом, инспекторы труда при проведении внеплановых проверок вправе, в частности, истребовать у работодателя документы и (или) получать письменные объяснения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, за любой период осуществления им деятельности с учетом сроков хранения соответствующих документов (ч. 1 ст. 357 ТК РФ, Перечень, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, разд. IV Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс