Рассмотренные правила относятся к обычным условиям финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений. Однако в 2021 году (как и в 2020) возникали обстоятельства непреодолимой силы: из-за распространения коронавирусной инфекции работа части учреждений приостанавливалась или ограничивалась. В этих условиях к финансовому обеспечению, в том числе к возврату средств субсидии на выполнение задания, применяются иные правила.
Законодатель второй год подряд вводит временную меру, чтобы сгладить финансовые последствия ограничения деятельности учреждений. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ <5> государственные и муниципальные задания, утвержденные на 2021 год, признаются выполненными даже при недостижении установленных показателей. Послабление действует в тех ситуациях, когда причиной недовыполнения стало приостановление или ограничение деятельности учреждения в 2021 году из-за распространения коронавирусной инфекции. Отсутствие необходимости возвращать в названном случае средства субсидии подтверждает и Минфин (Письмо от 15.03.2021 N 02-07-10/18565). Его разъяснения касаются субсидий, выданных на 2020 год, но выводы можно распространить и на ситуацию 2021 года.
———————————
<5> «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».
То есть при наличии обстоятельств, свидетельствующих об ограничении работы бюджетного учреждения из-за введения карантинных мер, оно сохранит субсидию на выполнение задания 2021 года в ранее установленном размере. Но если показатели не выполнены по причинам, не связанным с пандемией и действием ограничительных мер, перечислить в бюджет часть субсидии все же придется. К обычным условиям финансово-хозяйственной деятельности применяются общие правила финансового обеспечения.
К тому же бывает, что возврат остатка субсидии предписывается по результатам проверки правильности и эффективности расходования бюджетных средств. Контрольный орган вполне может изучить в рамках такой проверки финансово-хозяйственную деятельность учреждения за три последних года и, выявив нарушения или недостоверные сведения (например, в годовом отчете о выполнении задания за 2019 год), предписать перечислить в бюджет неправомерно израсходованные суммы.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс