Досудебный порядок | Компания «АПИ» | 01.07.2024

Досудебный порядок

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Физлица – потребители финуслуг

До подачи иска потребитель обязан обратиться к финансовому омбудсмену в том числе по требованиям:

  • о возврате страховой премии при досрочном расторжении договора;
  • выплате (доплате) страхового возмещения;
  • понуждении к выдаче направления на ремонт;
  • взыскании неустойки или процентов за просрочку восстановительного ремонта.

Досудебный порядок можно не соблюдать, если, в частности:

Досудебный порядок не признают соблюденным, если:

  • страхователь отозвал обращение;
  • потребитель отказался от требований из-за их добровольного удовлетворения;
  • наследники не требуют продолжить спор;
  • проходит процедура медиации.

Омбудсмен должен рассмотреть обращение, если в нем нет номера договора, наименования должника и других данных, но они есть в приложениях к обращению.

Омбудсмен не может отказаться рассматривать обращение потребителя, если суммы основного долга, неустойки, процентов в нем не совпадают с суммами в заявлении о восстановлении нарушенного права, поданном в финансовую организацию.

Потребитель может обратиться в суд с требованием к страховщику, если омбудсмен не принял обращение к рассмотрению или перестал его рассматривать. В случае необоснованности этих действий спор рассмотрят по существу, иначе иск вернут или оставят без рассмотрения.

Если потребитель взыскивает основной долг, неустойку, проценты, но не все требования прошли досудебное урегулирование, суд обязан:

  • рассмотреть требования, по которым такая процедура была соблюдена;
  • вернуть иск или оставить его без рассмотрения в оставшейся части.

Организации и ИП

Если возник спор, страхователь должен сначала обратиться к страховщику:

  • при отказе в выплате или неполной выплате возмещения;
  • понуждении к восстановительному ремонту или его оплате;
  • иных ситуациях.

Если ответа на обращение нет в течение 30 дней или получен частичный либо полный отказ, можно обратиться в суд.

Досудебный порядок соблюден, если:

  • требуют выплатить неустойку, проценты и основной долг, но претензию направили только по последнему требованию. Исключение – случай, когда по основному долгу принято решение суда, а неустойку и проценты взыскивают позже;
  • хотят получить страховую выплату, а в претензии потребовали организовать и оплатить восстановительный ремонт;
  • претензию направили одному из нескольких страховщиков и дело можно рассмотреть без остальных.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества» {КонсультантПлюс}