Как проводится обязательная маркировка товаров | Компания «АПИ» | 05.08.2024

Как проводится обязательная маркировка товаров

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Кто должен маркировать товары

Такая обязанность возлагается на участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, — юрлиц и ИП, которые занимаются (ст. 9 Соглашения о маркировке товаров, п. 19 ст. 2 Закона о торговле):

  • импортом таких товаров;
  • их производством;
  • их поставками;
  • торговлей ими оптом или в розницу.

Маркировать нужно товары из Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также товары, для которых Правительство РФ утвердило Правила маркировки (п. 12 ст. 2 Закона о торговле). Для различных видов товаров установлены разные сроки введения обязательной маркировки и прекращения оборота немаркированной продукции.

Кроме того, указанная обязанность возлагается на производителей лекарственных препаратов (ч. 4, 5 ст. 67 Закона об обращении лекарственных средств, п. «б» Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1557).

Маркировать меховые изделия обязаны, например, производители, импортеры, комиссионеры (пп. «а», «д» п. 14 разд. IV Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 N 787).

По каким правилам маркировать товары при импорте, производстве и торговле

При импорте маркировать товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию ЕАЭС, нужно до того, как они помещены под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. В ряде случаев маркировать товары допускается после этого в складских помещениях. Могут быть предусмотрены требования к таким помещениям или их перечень. В установленных случаях маркировать товары нужно до их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ст. 4 Соглашения о маркировке товаров).

При производстве маркировать товары нужно до начала их транспортировки и (или) предложения для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или представления сведений о них в таком месте. Маркируют товары в местах их производства, упаковки (переупаковки) и хранения (ст. 4 Соглашения о маркировке товаров, п. 4 Правил маркировки товаров).

При торговле до предложения к продаже нужно маркировать, в частности:

  • возвращенные покупателями товары, а также взятые для комиссионной торговли на основании договоров с физлицами, не являющимися ИП (ст. 9 Соглашения о маркировке товаров);
  • остатки товаров, если это предусмотрено законодательством (ст. 9 Соглашения о маркировке товаров).

Требования об обязательной маркировке не распространяются на некоторые виды товаров. К ним, в частности, отнесены:

  • товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке;
  • пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств — членов ЕАЭС в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве не предназначенных для реализации (продажи) образцов и экспонатов.

Правила маркировки товаров предусматривают сходный перечень исключений.

Обратите внимание: правила маркировки отдельных видов товаров могут устанавливать и иные исключения, не указанные как в Соглашении о маркировке, так и в Правилах маркировки товаров. Например, такие исключения определены Правилами маркировки духов и туалетной воды.

Нормативно-правовое регулирование в области маркировки товаров осуществляет Минпромторг России (п. 1 Положения о Минпромторге).

Какие товары обязательно маркировать

Маркировать следует товары, включенные в специальный Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке. Они разделены на группы — табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция, алкогольные напитки, пищевая продукция, непродовольственные товары. Например, обязательно маркировать:

На основании специальных норм также нужно маркировать:

  • меховые изделия;
  • лекарственные препараты.

Кроме того, маркировать надо товары, в отношении которых Правительство РФ утвердило Правила маркировки (п. 12 ст. 2 Закона о торговле). Такая маркировка вводится поэтапно.

Сроки начала обязательной маркировки определены Постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены Правила маркировки отдельных видов товаров.

Как получить код товара и нанести маркировку

В данном разделе описан порядок, предусмотренный Правилами маркировки товаров для товаров из Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Меховые изделия и лекарственные препараты нужно маркировать, учитывая специальные правила, установленные актами Правительства РФ.

Из Правил маркировки следует: чтобы получить код товара, нужно зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Она называется «Честный знак» (https://честныйзнак.рф/).

После этого нужно подать оператору данной системы заявку на получение кодов маркировки и получить их (п. п. 58 Правил маркировки товаров).

Затем следует нанести маркировку (то есть указанные коды маркировки в машиночитаемой форме) на товары, их упаковку или на иной предназначенный для этого материальный носитель (п. 4 Правил маркировки товаров).

Отношения оператора и участников оборота регулируются договорами, типовые формы которых утверждаются Минпромторгом России (п. п. 6, 8, 12, 26 Правил маркировки товаров).

Далее процедура описана пошагово и более подробно.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Готовое решение: Как проводится обязательная маркировка товаров (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}