Как взыскать убытки с причинившего вред деловой репутации | Компания «АПИ» | 05.08.2024

Как взыскать убытки с причинившего вред деловой репутации

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Какие убытки можно взыскать с нарушителя

Такие убытки могут складываться из того, как ухудшилось ваше финансовое положение в связи с диффамацией, и трат, которые вы были вынуждены понести в связи с ней.

В зависимости от ситуации вы могли (п. 2 ст. 15 ГК РФ):

  • понести дополнительные расходы, которые можно признать реальным ущербом, например:
    • на проведение внеплановых рекламных акций и кампаний, подразумевающих снижение цен на продукцию или предоставление скидок покупателям или заказчикам;
    • публикацию дополнительных рекламно-информационных материалов;
    • дополнительные гонорары привлеченным специалистам;
    • дополнительные транспортные, комиссионные расходы;
    • оплату экспертизы с целью подтвердить качество товара;
  • не получить возможный доход. Например, из-за потери клиентов у вас значительно снизилась выручка от реализации товара или клиент отказался заключать договор, несмотря на подписанный ранее протокол о намерениях, и вы не получили из-за этого деньги. Это ваша упущенная выгода, но ее нужно доказать.

Как убедиться в связи убытков с диффамацией

Вне зависимости от того, какого рода убытки у вас возникли (реальный ущерб или упущенная выгода), важно, чтобы у них была причинно-следственная связь с распространением порочащих сведений. Если вы обратитесь в суд, там придется доказать, что ваши убытки — именно следствие диффамации (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 N 46). Поэтому сначала удостоверьтесь, что это так.

Подтвердить связь между убытками и диффамацией может целый ряд обстоятельств. Их может помочь выявить специалист, поэтому для расчета убытков можно обратиться к оценщику, который подробно опишет проявления этой связи в своем заключении.

Обусловленность расходов диффамацией может проявиться в том, что они не были плановыми и вы их понесли, только чтобы восстановить опороченную репутацию. К примеру, в вашем бюджете не были заложены или вам пришлось значительно увеличить расходы на дополнительный анализ качества продукта, рекламную кампанию, направленную на исправление негативного впечатления, которое появилось в результате диффамации.

Упущенную выгоду поможет выявить ваше финансовое состояние в динамике, из которой видно, что ничто не предвещало таких потерь. Это может показать количество заключенных и исполняемых до и после диффамации договоров, письма контрагентов об отказе от сотрудничества из-за вашей репутации. Оцените, какие договоры вы потеряли из-за того, что контрагенты отказались от их исполнения или заключения именно из-за пострадавшей репутации.

Учтите, что суд в каждом конкретном случае будет определять наличие и размер убытков, их связь с диффамацией, оценивать допустимость ваших доказательств.

Как рассчитать размер убытков

Если в результате диффамации вы понесли дополнительные расходы, оцените их и суммируйте.

Для расчета упущенной выгоды сложите вероятные доходы, которые вы не получили, и отнимите расходы, которые понесли бы на их получение. Например, оцените, насколько ваш доход уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если вы не сможете точно определить размер убытков, сделайте приблизительный расчет. Если дело дойдет до суда, там не откажут в возмещении лишь потому, что точный размер убытков невозможно установить. Суд сам определит, какую сумму взыскать с нарушителя (п. 19 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Какими документами можно подтвердить убытки

Ваши убытки помогут подтвердить, например:

  • бюджет доходов и расходов, бизнес-план, стратегический план развития организации и т.д., из которых видно, какие доходы и расходы вы планировали. Это поможет показать, что определенные расходы вы понесли незапланированно. Затем нужно будет доказать, что эти расходы были необходимы для борьбы с негативными последствиями диффамации;
  • акт служебного расследования и план мероприятий по восстановлению деловой репутации и доверия клиентов с описанием расходов;
  • документы, подтверждающие, что вы обоснованно понесли дополнительные расходы (договоры, задания исполнителю, акты оказанных услуг, платежные документы, переписка, из которой следует вынужденная причина заключения договора, и т.д.);
  • документы, которые можно использовать при доказывании упущенной выгоды (бухгалтерский баланс, письма клиентов, объясняющих причину расторжения договора с вами, сообщения об отказе заключить договор из-за подрыва вашей деловой репутации).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Готовое решение: Как взыскать убытки с того, кто причинил вред деловой репутации юридического лица (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}