Недопустимое условие договора | Компания «АПИ» | 01.07.2025

Недопустимое условие договора

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.

Нет КонсультантПлюс? Закажите пробный доступ и читайте документ.

Вы также сможете попробовать все возможности системы!

Приобретая работы (товары, услуги), потребитель меньше всего готов переплачивать за что-то, в чем он не нуждается и без чего вполне мог бы обойтись. Навязывая ему дополнительные платные услуги, предприниматель извлекает необоснованные преимущества из своего незаконного и недобросовестного поведения, что влечет причинение потребителю убытков.

Недопустимые, ущемляющие права потребителя условия договора — это условия, которые нарушают правила, установленные законодательством в области защиты прав потребителей (п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Причем такие условия являются ничтожными и не влекут за собой никаких юридических последствий, за исключением тех, что связаны с их недействительностью (согласно ст. 167168 ГК РФ).

К числу недопустимых относятся «условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров…» (подп. 5 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

По сути, под понятием «навязывание дополнительных платных услуг» понимается их предложение потребителю в безальтернативном порядке, без предоставления ему реальной возможности сделать осознанный и добровольный выбор ровно тех товаров, работ и услуг, в которых он действительно нуждается.

Надо отметить, что потребители часто жалуются на навязанные платные допуслуги. Так, жалобы пациентов на взимание денежных средств за оказанную медпомощь, предусмотренную программами ОМС, встречаются повсеместно. По результатам онлайн-опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился 17 — 18 октября 2023 г. с участием 1 708 граждан:

— 4 из 10 опрошенных россиян (а это 43%) заявили, что положенные им по полису ОМС услуги пытаются оказывать платно;

— только 1/3 опрошенных (34%) указали, что услуги в рамках ОМС оказываются полностью бесплатно <2>.

<2> https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/11/01/1003618-o-platnom-navyazivanii-polozhennih-po-oms-uslug

Поэтому так важно понять, что может сделать потребитель в указанной ситуации, куда пожаловаться и как оспорить неправомерные действия. Расскажем об этом подробнее на примерах навязываемых чаще всего допуслуг.

Что может требовать потребитель

Что в такой ситуации может сделать потребитель? Он не только вправе отказаться от навязываемых допуслуг, но также может потребовать полного возмещения убытков. Такое требование подлежит удовлетворению в течение 10 дней с момента его предъявления (ст. 15 и 393 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. А условие договора о том, что покупная цена потребителю не возвращается или удерживается коммерсантом в большем размере, чем он вправе себе оставить, будет являться ничтожным и не повлечет за собой никаких правовых последствий (подп. 1 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Потребитель им тоже не связан и вправе требовать возврата денег независимо от наличия его в договоре.

Если потребителю изначально перед заключением договора не была предоставлена полная и достоверная информация о дополнительных услугах, то такое нарушение также дает ему право отказаться от заключенного договора и потребовать полного возмещения убытков (ст. 10 и 12 Закона о защите прав потребителей).

Если коммерсант добровольно отказывается удовлетворить имущественные интересы потребителя, то последний вправе подать иск в суд по месту своего жительства (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). При этом он освобожден от уплаты госпошлины по требованиям до 1 000 000 рублей (п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

Судебная практика. Суд отметил, что если по условиям договора купли-продажи потребителю был предоставлен сертификат (иной документ), удостоверяющий его право на получение на абонентской основе медицинского обслуживания, и он решил от него отказаться, это можно сделать (на основании ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Для этого необходимо заявить односторонний отказ и получить назад уплаченную сумму за вычетом денежных средств, относящихся к истекшему оплаченному периоду действия такого сертификата (решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27.07.2022 N 2-1064/2022).

В суде потребитель помимо убытков вправе потребовать с коммерсанта:

— компенсацию морального вреда и

— штраф в размере 50% от всех присужденных в его пользу денежных сумм за отказ в добровольном порядке удовлетворить его законные требования (п. 6 ст. 13 и ст. 15 Закона о защите прав потребителей).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг (Бычков А.) («Юридический справочник руководителя», 2024, N 2) {КонсультантПлюс}