Применимые нормы: ч. 5 ст. 3, п. 15 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
Высший суд: Условие, запрещающее привлечение субподрядных организаций к исполнению договора, правомерно.
Верховный Суд РФ
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)
«Решением антимонопольного органа общество признано нарушившим требования части 1 статьи 2 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ], установив в документации о закупке условие о недопустимости привлечения исполнителем субподрядчиков или соисполнителей.
<…> Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации… признала недействительным решение антимонопольного органа…
[Такой] запрет… относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
[Спорное условие] также не противоречит Закону о закупках и Закону о защите конкуренции [Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ], поскольку… заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника… способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
[Спорное] условие… может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту».
Арбитражные суды: четыре позиции (первая — совпадает с позицией высшего суда, остальные — отличаются от нее).
Позиция судов 1. Условие, запрещающее привлечение субподрядных организаций к исполнению договора, правомерно.
Московский округ
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2017 N Ф05-627/2017 по делу N А40-97023/16
«…Установление в документации о закупке и договоре… условия о личном исполнении… обязанностей по договору не противоречит действующему законодательству о закупках и не может рассматриваться как незаконное ограничение конкуренции.
Закон о закупках направлен не на то, чтобы обеспечить максимально возможный круг участников закупки, а на выявление в результате торгов лиц, которые будут способны своевременно и полно удовлетворить потребности заказчиков…
<…> Закон о закупках [Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ] не регулирует условия гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг, которые заключаются по результатам закупок.
<…> Условие документации… о недопустимости привлечения… при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей… относится к способу и порядку исполнения договора подряда… его включение в документацию… соответствует статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность включения в договор подряда условия о личном выполнении подрядчиком работ».
Позиция судов 2. Условие, запрещающее (ограничивающее) привлечение субподрядных организаций к исполнению договора, неправомерно.
Восточно-Сибирский округ
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А33-4228/2013
«…Требования к участнику открытого запроса предложений содержат в том числе следующие положения… <…> …Выполнять не менее 100% работ с использованием собственных… ресурсов…
<…> Часть 5 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ не содержит… ограничений для коллективного участия в закупочных процедурах… а также для выполнения работ с привлечением других лиц (субподрядчиков).
<…> На основании изложенного… суд… обоснованно признал названные требования ограничивающими конкуренцию по отношению к участникам…»
Позиция судов 3. Условие, запрещающее (ограничивающее) привлечение субподрядных организаций к исполнению договора, правомерно, если предусмотрено проектом договора, а не документацией о закупке.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс