Законодательство
Электронные жалобы, применение КТРУ заказчиками по Закону N 223-ФЗ и другое: утвержден план новшеств
Правительство опубликовало национальный план развития конкуренции на 2026 – 2030 годы. Ряд инициатив касается закупок. Среди них:
- внедрение в работу антимонопольных органов ГИС «Антикартель»;
- применение КТРУ заказчиками по Закону N 223-ФЗ при описании параметров медицинских изделий;
- введение механизма электронного обжалования при закупках по Закону N 223-ФЗ с возможностью блокировать заключение сделки;
- размещение информации о закупках у взаимозависимых лиц в ЕИС.
Профильные ведомства должны представить предложения по реализации этих мер и подготовить проекты изменений.
Распоряжение Правительства РФ от 08.10.2025 N 2816-р
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Типовые условия контрактов на оказание услуг по строительному контролю нужно применять с 16 октября 2025 года
Условия будут применять при закупках услуг по осуществлению контроля за строительством, реконструкцией и капремонтом объектов капстроительства, линейных объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры.
В документе – 7 разделов: о правах, обязанностях и условиях взаимодействия сторон, о сроках оказания услуг и др. Новшество вступит в силу с 15 октября 2025 года, но применять его будет нужно при закупках, которые объявят после этой даты.
Постановление Правительства РФ от 06.10.2025 N 1546
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Суды: размещение информации о подрядчике в РНП нельзя считать распространением порочащих сведений
Контролеры включили сведения о подрядчике в РНП, но спустя год их решение было признано недействительным. Подрядчик решил, что незаконное размещение сведений в Реестре повредило его деловой репутации и причинило ему нравственные страдания, поэтому обратился в суд за компенсацией нематериального и морального вреда.
Три инстанции в удовлетворении иска отказали, поскольку подрядчик не доказал факт причинения ему морального вреда, а также не подтвердил, что размещение сведений в реестре как-то повлияло на его хозяйственную деятельность.
Суды отметили: публичное размещение сведений в РНП нельзя считать распространением порочащей информации по смыслу ст. 152 ГК РФ.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2025 по делу N А32-54509/2024
Арбитражные суды округов
Суды решили: наличие в контракте условия об удержании неустойки не мешает ее списанию по Правилам N 783
Подрядчику начислили пени за нарушение срока работ. Он признал неустойку, но попросил списать ее по Правилам N 783, так как общий размер пеней составил менее 5% цены контракта.
Заказчик удержал пени при оплате и сообщил контрагенту, что не может их списать и вернуть, поскольку деньги уже ушли в бюджет. При принятии решения заказчик опирался на разъяснения Минфина о том, что Правила N 783 не применяются к контрактам, по которым неустойку удержали из оплаты.
Три инстанции взыскали неустойку, поскольку усмотрели наличие оснований для ее списания. Позицию заказчика признали ошибочной.
К сходным выводам приходили АС Московского округа и АС Северо-Кавказского округа.
Постановление АС Уральского округа от 03.10.2025 по делу N А47-673/2025
Арбитражные суды округов
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»